На торжественное богослужение в храм, который был построен на пожертвования еще в 1861 году, собрались потомки русских эмигрантов первой волны. Дети и внуки тех, кто после революции 1917 года и гражданской войны были вынуждены покинуть Россию, пришли почтить память одного из вождей Белого движения и видного мыслителя-патриота.
Четыре гроба, установленные в соборе, были доставлены в Париж из разных мест: прах Ильиных доставили из Швейцарии, останки генерала Деникина перевезли из США, а прах его жены Ксении - с русского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Возле гробов Объединение русских кадетских корпусов во Франции выставило почетный караул со знаменами и хоругвями.
"Для нас это очень большое событие", - заявил агентству РИА "Новости" глава организации Андрей Шмеман. По его словам, перезахоронение праха Деникина и Ильина "следует рассматривать в широком смысле как воссоединение двух Россий, разделившихся после 1917 года".
Под сводами до отказа заполненного храма, где когда-то венчался Пикассо, где отпевали Тургенева, Шаляпина, Бунина, Окуджаву, прозвучали богослужебные песнопения в исполнении двух хоров - собора Александра Невского и московского Сретенского мужского монастыря.
Перезахоронение праха Деникина и Ильина задумывалось как символ согласия и примирения. Таким символом стала и сама панихида, на которой присутствовали представители духовенства Московского Патриархата, Русской православной церкви заграницей и русской епархии Константинопольского Патриархата, в ведении которого находится храм Александра Невского.
Церемония прощания завершилась во дворе перед храмом, на ступенях которого священник прочел поминальную молитву, а хор исполнил "Отче наш" и "Аллилуйя".
Как сказал журналистам министр культуры РФ Александр Соколов, специально прибывший на панихиду в Париж, перезахоронение праха Деникина и Ильина - это "очень большая и важная веха в российской истории, зримое выражение усилий по объединению народа".
В свою очередь, президент Российского фонда культуры (РФК) Никита Михалков подчеркнул, что перенос останков Деникина и Ильина в Москву является "величайшим примером собирания нации".
Глава РФК сообщил журналистами интересный и, по его словам, символический факт: "В последнем письме, которое писатель Иван Шмелев отправил Ильину, он написал: может быть, когда-нибудь встретимся в России. И в том, что сегодня прах Шмелева, перенесенный с кладбища Сент-Женевьев-де-Буа, покоится в русской земле, а рядом окажется прах его ближайшего друга Ильина, есть очень глубокий смысл".
"Самое главное - не допустить превращения всей акции либо в политическое шоу, либо в возможность для кого бы то ни было использовать это в своих личных политических или партийных целях", - сказал Михалков.
Он добавил, что не следует перекладывать на усопших нашу собственную ответственность. "Они сделали все, что могли, они не предали Родину, остались настоящими патриотами, а сегодня ответственность за согласие и примирение должны нести мы сами", - сказал президент РФК.
Среди тех, кто присутствовал на панихиде, была и 86-летняя дочь Деникина - Марина Деникина-Грей. Из-за преклонного возраста и слабого здоровья она редко покидает свою квартиру в Версале, но теперь приехала в Париж вместе с сыном и двумя внучками.
Марина Антоновна сказала РИА "Новости", что "очень волнуется" и "немного устала от бесконечных звонков и интервью".
"Но я все равно очень рада, что мой отец наконец-то упокоится в родной земле", - добавила Деникина, которая намерена 2 октября сопровождать останки отца и матери в Москву, где 3 октября прах Деникиных и Ильиных будет предан земле в некрополе Донского монастыря.
Марина Антоновна намерена передать в дар России отцовскую наградную саблю. "С этой саблей отец не расставался, прошел с ней Первую мировую войну. Она украшена Георгиевским крестом - самой дорогой наградой. Думаю, это правильно, что теперь, когда прах отца упокоится в русской земле, его любимая сабля тоже переедет в Россию", - сказала Деникина.