В ближайшее время митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий обратится с прошением об открытии нового монастыря к Священному синоду РПЦ.
Обитель существовала в Вологде примерно с 1590 до 1918 года, рассказывается в статье на сайте митрополии. К началу ХХ века этот единственный женский монастырь Вологды относился к числу крупнейших в Вологодской епархии. Находился на западной стороне Вологды, на правом берегу реки, недалеко от приходских церквей Николы Золотые кресты и Воскресения Христова. Окруженная с трех сторон городскими постройками, с запада обитель имела пустопорожнее место, по которому пролегло полотно Архангельской железной дороги.
Монастырь именовался Успенским по главному собору обители - Успения Божией Матери, Горним - по названию местности. Именно от этой возвышенности – Горы - получило свое название Горбачевское кладбище, да и соседняя церковь одно время именовалась как Николая Мирликийского (Золотые кресты) на Горе.
Точная дата основания монастыря неизвестна по причине отсутствия каких-либо исторических документов. Малоизвестна и ранняя история обители. Монастырский архив был уничтожен во время сильного пожара, который, по одним данным, произошел в 1762 году, по другим - в 1792 году (возможно, речь идет о двух разных пожарах). Первое упоминание об Успенском монастыре содержится в челобитной, поданной в 1613 году старицами монастыря архиепископу Вологодскому и Великопермскому Сильвестру. Согласно этому документу, монастырь основан старицей Домникией в 1590 году, в царствование Федора Иоанновича при архиепископе Вологодском и Великопермском Ионе. Домникия была и первой настоятельницей обители (она управляла монастырем два раза с 1590 по 1623 год с перерывом).
Первыми каменными зданиями монастыря были отнюдь не храмы. Так, например, во второй половине XVII века здесь возвели из камня одноэтажный больничный корпус.
В октябре 1824 года, во время путешествия по северо-восточным областям империи, Вологду и в том числе Успенский монастырь посетил император Александр I. Принимая во внимание бедность обители и ветхость деревянных келий, монарх оказал ей денежное пособие, прислав в 1825 году игуменье Серафиме (1822-1839) пять тысяч рублей. В 1826-1828 годах на эти средства был построен двухэтажный настоятельский корпус, сохранившийся до наших дней.
В 1869 году игуменья Севастиана (1866-1871) по архипастырскому совету и благословению Епископа Вологодского Палладия (впоследствии митрополита Санкт-Петербургского) приняла на полное монастырское попечение 10 девочек, в основном сирот лиц духовного звания, с целью обеспечить их материальное существование до известного возраста и дать им посильное образование. Тем самым было положено начало сиротскому приюту. Первоначально он размещался в здании настоятельских келий, но вскоре было решено построить для него двухэтажный дом, который был заложен 25 сентября 1870 года в день преподобного Сергия Радонежского – в храмовый праздник теплой монастырской церкви. Строительство началось в 1871 и завершилось в 1873 году.
К началу 1880-х из-за возросшего количества воспитанниц – до 45 – решено было соединить игуменский дом и здание приюта, достроив новый трехэтажный корпус. Полный курс обучения в приюте был шестилетним: три класса, по два года в каждом. Здесь преподавались чтение, письмо, Закон Божий, объяснение богослужения, священная и отечественная история, русский язык, география, арифметика, пение и рукоделия. Всего с 1873 по 1888 год было семь выпусков в количестве 106 воспитанниц.
В 1888 году, после 19-летнего существования приютского училища, указом Святейшего синода оно было преобразовано в трехклассное епархиальное училище. Торжественное открытие образовательного учреждения состоялось 4 сентября 1888 года. С 1896 года начато постепенное переустройство училища в шестиклассное. Его выпускницы получали аттестат на звание домашней учительницы, и половина из них преподавала в церковно-приходских школах.
Монастырь в течение почти всей своей 400-летней истории - с XVI до конца XIX века - служил местом отбытия наказания и ссылки женщин как дворянского, так и крестьянского происхождения.
Первое известие о ссылке сюда по царскому указу настоятельницы Семигородней пустыни Мариамны относится к 1651 году. В чем состояла ее вина – неизвестно. Зато известны проступки последующих ссыльных: за "незаконную винную продажу и воровство", за "блудовство", за "прижитие блудно детей", за "плотское сожитие". Ссылка в эту обитель за прелюбодеяние и проституцию была наиболее распространенной и практиковалась до конца XIX века.
Помимо прелюбодеяния и причастности к расколу в Горний Успенский монастырь ссылали женщин и по другим обвинениям: за длительное отсутствие на исповеди, сквернословие, клевету, драку. В то же время были случаи, когда ссыльных из этого монастыря досрочно освобождали на основании веских причин, которые указывались в прошении, например по причине расстройства здоровья и невозможности пребывать в обители. Как и в других обителях, в Успенском женском монастыре имелась охрана для надзора за ссыльными, так как иногда происходили случаи бегства.
Горне-Успенский монастырь славился собранием книг своей библиотеки и богатством ризницы. Монахини и послушницы занимались рукоделием, золотошвейным искусством, иконописью. Доход обители приносили сенокосные дачи в Вологодском и Грязовецком уездах, просфоропечение, а также плата за содержание воспитанниц в монастырских зданиях.
В монастыре имелось свое кладбище. Здесь хоронили как лиц монашеского звания, так и представителей дворянских и купеческих родов Вологды.
В 1899 году всего в обители состояло, кроме настоятельницы, монахинь и послушниц, 132 человека (преимущественно крестьянского или мещанского сословия).
В 1918 году новая советская власть закрыла вологодские монастыри, однако в монастырских храмах, ставших приходскими, продолжали совершаться богослужения. Основу приходской общины храмов Горне-Успенского монастыря составили бывшие монахини, которые или оставались жить в монастырских строениях, или селились в домах вологжан, расположенных возле обители.
В начале 1920-х годов часть территории бывшего монастыря заняла воинская часть. Успенский собор оставался действующим до 21 июня 1924 года, когда его передали в пользование красноармейцам.
История монастыря в 1920-1940-е годы изучена слабо. Известно, что одним из первых шагов новых хозяев монастыря стала разборка на кирпич каменной ограды, башен и Святых ворот. Вместо них вся территория обители была обнесена несколькими рядами колючей проволоки.
В храмах в разное время размещались солдатская столовая, клуб, склады. Есть сведения, что часть помещений монастыря принадлежала НКВД, который использовал их в качестве пересыльной тюрьмы для спецпереселенцев. В послевоенное время бывшие монастырские строения занимали различные воинские части, часть зданий отдали под жилье. Теплая церковь Сергия Радонежского была перестроена под автомастерскую.
В 1960 некоторые монастырские постройки решениями Совмина РСФСР были поставлены на государственную охрану как объекты культурного наследия регионального значения.
С середины 1960-х годов храмы бывшего монастыря переданы на баланс органов культуры. В 1976 году осуществлена реставрация завершений четверика и колокольни Успенского собора, который стал использоваться в качестве склада военторга и областного драматического театра. В 1980-х годах в теплом Сергиевском храме, реставрация которого не проводилась, разместился автоспортклуб.
В 1995 году началось восстановление Успенской церкви, приписанной к общине храма Константина и Елены. С 1996 года в ней проводятся службы. Часть ремонтно-реставрационных работ финансировалась за счет средств областного бюджета. Ведутся восстановительные работы и в храме Сергия Радонежского. игуменский дом и здание приюта заняты различными конторами и складами.