Как полагают представители международной правозащитной организации "Human Rights Watch" (HRW), при принятии этого решения немаловажную роль сыграло адресованное госсекретарю США Колину Пауэллу письмо исполнительного директора отделения HRW в Европе и Центральной Азии Элизабет Андерсен. В своем послании она призвала администрацию Белого дома квалифицировать Туркменистан и Узбекистан как "страны, вызывающие особое беспокойство в контексте закона о религиозной свободе в зарубежных странах".
По мнению правозащитников, за последний год в сфере свободы вероисповеданий в Туркменистане не произошло никаких позитивных изменений. По-прежнему действуют введенные властями жесткие ограничения на деятельность незарегистрированных религиозных общин. В бывшей советской республике, где официально существуют лишь две конфессии √ ислам суннитского толка и православие, преследованиям подвергаются представители протестантских деноминаций, кришнаиты и мусульмане-шииты, безуспешно пытающиеся зарегистрировать свою общину в органах государственной власти с 1997 года.
В Туркменистане, отмечает "Human Rights Watch", отсутствует широкий доступ к теологическому образованию. Преподавание исламского богословия разрешено только на теологическом факультете Ашхабадского университета, находящемся под пристальным надзором правоохранительных органов. Сообщая о сложившейся в Туркменистане религиозной ситуации, Элизабет Андерсен в своем письме госсекретарю США отмечает, что включение этой центральноазиатской республики в "черный список" стран, где религиозная нетерпимость проявляется на государственном уровне, "помогло бы администрации Соединенных Штатов изменить сложившееся мнение о том, что США после терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне иногда склонны проявлять мягкость в вопросах соблюдения прав человека в отношениях с некоторыми наиболее одиозными нарушителями этих прав".