В храмах и домах верующих по всему миру, в нагрудных крестах, в многочисленных произведениях мировой литературы, живописи и кино используется изображение момента казни, мучений и смерти Иисуса Христа на Кресте. Христос изображен пригвожденным к Кресту с распростертыми руками и головой, направленной вверх.
В исследовании, проведенном Медицинским королевским обществом в Великобритании, утверждается, что нет никаких доказательств того, что Христос был распят именно таким образом. Исследователи обобщили свои выводы в апрельском номере журнала, выпускаемого Royal Society of Medicine, сообщает AFP.
Они утверждают, что образ Распятия никогда не имел достаточных доказательств своего существования в сложившейся форме. При этом авторы не оспаривают самого факта Распятия, подчеркивается в исследовании.
Христос мог быть распят другими способами, утверждают ученые, и любой из них неизбежно ведет к смерти. "Жертвы распятия не обязательно должны были быть именно в таких позах - с поднятой вверх головой и пригвожденными спиной через ноги, как это принято в христианской символике", - говорят авторы.
По словам представителя лондонского Имперского колледжа Пирса Митчелла - одного из соавторов исследования, очевидным представляется тот факт, что людей могли подвергать казни через распятие разными способами. На то есть свидетельства. Осужденных пригвождали к кресту в разных позах и при помощи разнообразных средств.
Однако исследователи отмечают, что имеющиеся в распоряжении ученых и относящиеся к I веку нашей эры описания казней, сделанные некоторыми их очевидцами, свидетельствуют о том, что римляне совершали казнь нередко с особой жестокостью. Методы распятия устанавливались тысячелетиями и зависели от социального статуса жертвы и от преступления, которое совершили осужденные.
Существовало множество вариантов самой установки креста. Жертву располагали не только вверх, но и вниз головой, а также и в других положениях. Гвозди вбивали не только сквозь руки и голени осужденного, но иногда даже сквозь гениталии. Руки при этом простирали по сторонам креста. Иногда их привязывали веревками, а не прибивали гвоздями.
"Если жертву распинали вверх головой, тяжесть тела поддерживалась специальным сидением, что, по-видимому, делалось для того, чтобы продлить предсмертные муки", - рассказывает соавтор исследования Мэтью Мазиен.
Распятие как форма казни было широко распространено у римлян и часто применялось по отношению к мятежникам. Совершали эту казнь римские солдаты. Смерть в муках была неминуема.
В то же время исследователи отмечают, что подробных описаний Распятия Христа не существует ни в одном из Евангелий, хотя они вполне могли соответствовать реалиям той эпохи, в которую жил Иисус. Лишь одна археологическая находка свидетельствует об этой казни. Она дошла до нас только благодаря тому, что распятых людей не хоронили, а оставляли на свалках на съедение собакам и гиенам.
Находка связана с именем одного молодого иудея, который, по-видимому, был казнен на кресте. Надписи в обнаруженном неподалеку от израильского местечка Гиват а Мидбар склепе с костями жертвы, позволяют предположить, что его имя было Иероним Бен Аголь. На месте его "захоронения" был найден 115-миллиметровый железный гвоздь, который, очевидно, был забит молотком в пятку казненного, когда его прикрепляли к кресту. Но нет никаких свидетельств того, что гвозди были вбиты в кости запястья или предплечья этого человека.
На протяжении последних 150 лет были изданы по крайней мере 10 книг и проведены многочисленные исследования, посвященные загадке смерти Христа. А в 2005 году американские ученые провели любопытный эксперимент, который даже назвали "воспроизведением событий прошлого". В ходе "опыта" добровольцев "пригвождали" к крестам, правда, достаточно безопасным для их жизни способом - с использованием перчаток и ремней.
Эти исследования породили массу вопросов, касающихся того, что вызывает смерть в случае казни распятием. Причинами смерти, по предположениям ученых, могла при этом стать остановка сердца, эмболия легких, асфиксия (удушение), а также шок, вызванный упадком кровяного давления. Мучительная боль, продолжавшая в течение шести часов между распятием и смертью, потеря крови, обезвоживание и давление веса на легкие также назывались в ряду сопутствующих факторов.
Правда, служители Церкви считают, что особенность проведенных экспериментов в том, что мучения в данном случае принимались участниками опытов добровольно, поэтому все выводы из них не имеют отношения к религиозному пониманию образа Распятия. Кстати, и сами ученые, указывают на неопределенность самой проблемы. Ведь ответ на поставленные исследователями вопросы может быть найден только в том случае, если прошлое приоткроет "завесу" тайны и "подарит" науке неожиданные археологические находки или другие неоспоримые свидетельства.