Среди епархий РПЦ, преуспевших в последние годы на ниве "передела собственности", Рязанская занимает одно из лидирующих мест: сегодня в городе с населением чуть больше 500 тыс. человек 30 церквей и 2 монастыря, где регулярно проводятся богослужения. Причем 3 храма расположены на территории музея-заповедника, внесенного в 1995 г. в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, отмечает издание.
По соседству с музейными помещениями разместилась епархиальная семинария, на многоярусную звонницу, возведенную в 1797–1840 гг., были подняты колокола. В общем, до поры до времени музейщики ладили с епархией. Ситуация резко переломилась три года назад, когда правящим архиереем стал архиепископ Павел (Пономарев) - в прошлом глава Русской духовной миссии в Иерусалиме, наместник Псково-Печерского монастыря, управляющий Патриаршими приходами в США и Канаде, а затем епископ Венский и Будапештский. Попав в Рязань, он взялся за дело с рвением и размахом. Почти сразу после нового назначения он предъявил претензии на часть строений Кремля, но директор музея-заповедника Людмила Максимова, опираясь на поддержку Министерства культуры РФ, смогла разъяснить владыке: Кремль – культурный памятник федерального значения и охраняется государством, так что надежды архиепископа на региональные власти беспочвенны. Год спустя епархия взяла реванш: областная Дума приняла закон, закреплявший за архиепископом право требовать передачи в пользование любой недвижимости, если она в прошлом, так или иначе, использовалась Церковью. Законодательный акт понадобился епархии, в первую очередь, чтобы отобрать у музейщиков Кремль.
В прошлом году в Рязань приезжал министр культуры РФ Александр Соколов и несколько раз глава федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Оба заверяли Людмилу Максимову и ее коллег, что заповеднику ничто не грозит. Однако в конце февраля нынешнего года на стол Михаилу Фрадкову легло адресованное президенту письмо Алексия II с просьбой "восстановить историческую справедливость и передать весь комплекс бывших церковных зданий их исконному владельцу – Рязанской епархии Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование". Вскоре копии письма стали ходить в Рязани по рукам, поползли слухи, что вопрос решится в пользу РПЦ с часу на час.
23 марта в музее-заповеднике была собрана пресс-конференция, на которой говорилось о реальной угрозе архитектурным памятникам, экспозиции и фондам (а это – четверть миллиона единиц хранения). Было обращено внимание на ряд, мягко говоря, натяжек в аргументации православного духовенства. Так, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел заверял, что в стенах Кремля и после передачи всех храмов епархии сохранится общедоступный музей. Между тем, в письме Патриарха, рассматриваемом в правительстве, речь идет о епархиальном музее, которому должны быть переданы из музея-заповедника иконы, православные святыни и другие реликвийные экспонаты и документы. Более того: архиепископ Павел ровно за неделю до патриаршего письма издал указ о "воссоздании "Епархиального Древлехранилища" (Церковного историко-археологического музея Рязанской епархии), которое было учреждено Святейшим Синодом от 10 октября –16 ноября 1890 года и Указом Синода от 9 июня 1900 года". Старшим хранителем (директором) церковного музея, то есть фактически,преемницей Людмилы Максимовой, архиерей, не дожидаясь решения "кремлевского вопроса" в Москве, уже назначил монахиню Мелетию (Панкову).
Решения – нет, а параллельная структура – уже создана. Понять нетерпение владыки Павла очень можно: в фондах музея хранятся около 500 произведений древнерусской живописи, включая икону "Богоматерь Одигитрия" XIII в., бесценные образцы древнерусского лицевого шитья, 570 рукописных и старопечатных книжных памятников XV – XIX вв. Игра стоит свеч! – отмечают "Новые Известия"
Профессор Рязанского государственного университета Ольга Воронова: "Жаль, что с нами нет Лихачева!"
Выступая на пресс-конференции в заповеднике, доктор филологических наук, профессор РГУ Ольга Воронова с горечью констатировала: "В обществе формируются силы, которые нацелены на разрыв исторически сложившегося единства Православной церкви и отечественной культуры. Изъятие столь мощного исторического комплекса культуры, как Рязанский Кремль, из собственности государства ослабляет само государство". Из уст других участников пресс-конференции звучали не менее решительные заявления: "Мы стоим перед возможностью продолжить "Историю города Глупова": уничтожить центр науки, культуры, памяти – это очень большой грех перед обществом..."; "К разрушению памятника региональной культуры – Рязанского кремля не располагают никакие объективные обстоятельства. Это происходит вопреки здравому смыслу…"; "Через местные СМИ внедряется в сознание мысль, что все точки уже поставлены. Жаль, что с нами нет Дмитрия Сергеевича Лихачева – совести эпохи, который боролся и поддерживал культуру всегда и везде, где мог...".
Передача памятников и имущества Костромского музея-заповедника в ведение местной епархии РПЦ уже создала опасный прецедент
Не выдерживают критики приводимые духовенством параллели с тем, как в конце войны РПЦ была возвращена Троице-Сергиева Лавра, а в начале 90-х Ипатьевский монастырь, ставший сегодня главным источником доходов Костромской епархии. В обоих случаях не нуждается в доказательствах то, что "объекты пользования" на все 100 % церковного происхождения. В случае с Рязанским заповедником дело обстоит иначе. Пятьсот лет назад Кремль был крепостью, к XVIII веку сложился как многофункциональный объект городской застройки. Сотрудники заповедника в своем открытом письме Владимиру Путину подчеркивают: "Постройки Кремля переросли первоначальное функциональное назначение и представляют собой уникальный архитектурный ансамбль, определяющий и формирующий историко-культурную среду города. Здесь естественно соединились несколько составляющих: древнейший археологический памятник, заселенный с II тыс. до н. э.; территория города-крепости с более чем 900-летней историей; уникальный природный ландшафт; историко-культурный комплекс оборонительных сооружений, гражданских и культовых памятников XII – XIX веков; богатейшие музейные коллекции... Очевидно, что вывод музея-заповедника за пределы Рязанского кремля непременно приведет к его гибели". Сложившаяся ситуация, по мнению подписавших обращение, "дестабилизирует общественно-культурную жизнь как региона, так и музейного сообщества России. Передача памятников и имущества Костромского музея-заповедника в ведение местной епархии уже создала опасный прецедент, приведший к необоснованным претензиям на передел собственности. Следующим становится Рязанский музей-заповедник. Налицо тенденция разрушения глубинных основ культурно-исторического развития древних центров, что в свою очередь ведет к распаду единого культурного пространства многонациональной и многоконфессиональной страны". И все потому, что, как утверждают музейщики, "епархиальное ведомство попало под влияние новейших рыночных тенденций и включилось в борьбу за передел собственности. Такая позиция не соответствует вековым традициям русского Православия и духовной миссии Церкви в современном российском обществе. Символично, что все это происходит в год, объявленный указом Президента РФ годом гуманитарных наук, культуры и образования".
Под обращением, убедительным по сути, но весьма нервным по слогу, – подпись директора Максимовой и 80 ее сподвижников. В последние дни к ним присоединились сотни рязанцев и туристов из других российских городов и из-за рубежа. Архиепископ Павел реагирует на оборону, в которую перешли нынешние насельники (в основном насельницы) Кремля с истинно монашеским смирением, уместным в дни Великого поста: "Вся власть – от Бога, поэтому я подчинюсь любому решению". Но понятно, какую власть и какое решение он подразумевает.
Если архиерей смиряется - в атаку ринутся миряне
Когда архиерей смиряется, это верный знак, что в атаку ринутся миряне. Так случилось и в Рязани. Правление областного отделения Всемирного Русского Народного Собора, узнав о петиции сотрудников заповедника президенту, направило в столичный Кремль собственное обращение. Не станем его подробно цитировать: низкой лести в этом послании не меньше, чем лжи. В частности, "соборяне" утверждают, что дирекция музея "призывает жить не по Законам Государства и не по Заповедям Божественным, а "по понятиям", заботясь лишь о своем материальном благополучии. Путем обмана, угроз и посулов дирекция музея пытается получить подписи в свою защиту от взрослых людей и студентов высших учебных заведений". В письме также доводится до сведения, что "на территории Рязанского кремля шесть православных храмов остаются оскверненными и поруганными". А в заключение плода коллективного творчества людей, куда менее известных рязанцам, чем директор заповедника Людмила Максимова и профессор РГУ Ольга Воронова, черным по белому начертано: "Кремль Рязанский должен быть и он будет Духовным православным центром и Духовным домом Рязанского народа".
В беседе с обозревателем "Новых Известий" Людмила Максимова, ощутимо едва сдерживая обиду, заявила: "Никаких ресторанов или казино, как утверждают в епархии, у нас нет. Что подразумевается под осквернением? То, что в еще не переданных соборах сохраняются фонды? Все помещения, особенно в последнее время, Росимущество проверяло неоднократно, и было сказано, что они все используются строго по назначению. Примерно то же самое было и в московском Кремле до заключения с Патриархией договоренности о совместном использовании соборов. У нас Успенский собор, находящийся в совместном использовании с Рязанской епархией, в оптимальном состоянии, также обстоит дело и с двумя другими храмами на территории заповедника. К совместному использованию всех соборов и церквей, на мой взгляд, епархия не готова. Тем более к получению в безвозмездное пользование. Могу вам сказать, что в Успенском соборе, в подклете, выведены археологические раскопки фундамента первоначального храма. Так владыка Павел считает, что эти помещения используются нерационально и что в них надо разместить кухню. Надо учесть, что, помимо культовых зданий, у нас сохранился комплекс гражданских сооружений. И вот в них-то, по моему впечатлению, в первую очередь заинтересовано епархиальное управление...".
То, что сегодня происходит в Рязани, не вчера и не в этом славном городке началось. "Рязанское побоище" пастырей душ и хранителей очага духовной культуры стало возможным вследствие все более заметных амбиций РПЦ играть в нашем отечестве ту первую скрипку, которую в СССР играл агитпроп ЦК КПСС. Но и страна все-таки другая, и христианство не столь схоже с большевизмом. Не видеть этого в упор – значит возвращаться все на те же круги. "Без меня народ неполный", – сказал Андрей Платонов, имея в виду каждого, кто вкладывает в слово народ реальный, а не гипотетический смысл. Пафос письма членов рязанского филиала Всемирного Русского Народного Собора, как и имущественные претензии архиепископа Павла, – из области гипотез. А за деятельностью сотрудников музея-заповедника стоит реальность. Годы и десятилетия подвижничества. Может быть, не всем заметного. Но без него – как без трудов Дмитрия Лихачева, Сергея Аверинцева, без музыки Георгия Свиридова, без "Писем из Русского музея" и "Черных досок" Владимира Солоухина – православие в России было бы сегодня совсем другим, подчеркивается в публикации "Новых Известий".
Зампред Рязанской областной думы Владимир Федоткин: для нас очень прискорбно, что конфликт приобрел такую остроту
Для нас очень прискорбно, что конфликт приобрел такую остроту. Мы положили много сил на включение заповедника в свод памятников федерального значения. В общем, и епархия не может на нас обижаться. На мой взгляд, было бы желательно пригласить обе стороны для переговоров в областную Думу. И разрешить спор таким образом, чтобы и богослужения в соборах Кремля совершались, и музей уцелел. Сегодня Кремль – то место, куда могут прийти люди любого вероисповедания, любой национальности, чтобы познакомиться не только с церковным искусством, православной культурой, но и с историей Рязанского края. А когда вместо заповедника появится монастырь, туда не все смогут попасть, да и не каждый пойдет. Это значит отрезать наших детей от богатейшего культурного пласта. По-моему, такое намерение не оправдано. Добавлю, что в Рязани и без того много храмов. Содержать их нам тяжело. Боюсь, если передать Кремль в пользование Церкви, она не сумеет его самостоятельно, без нашей помощи сохранить как исторический памятник...
А можно ведь и полюбовно
Совместное использование культовых построек Церковью и государством с начала 90-х годов прошлого столетия стало в России явлением достаточно распространенным. С падением советской власти большинство культовых сооружений было передано Московскому Патриархату. Тем не менее, на территории ныне действующих монастырей и храмов по обоюдной договоренности государство в лице музеев и музейных комплексов проводит экскурсии и устраивает выставочные экспозиции. Среди совместно используемых памятников архитектуры можно назвать Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы и церковь Ризположения Московского Кремля, соборы Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, Благовещенскую церковь и кладбища Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге, Новодевичий монастырь в Москве, Ипатьевский монастырь в Костроме, Спасо-Преображенский монастырь на Соловецких островах, Рождественский собор и Покровский монастырь в Суздале, соборы во Владимире, главную трапезную Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой, Успенский собор Святогорского монастыря в Псковской области, церковь Преображения Господня в селе Радищево Пензенской области, где находится Музей А.Н. Радищева, и многие другие.
Правление Рязанского Отделения Всемирного Русского Народного Собора на своём очередном заседании, 23 марта сего года, ознакомилось с Вашей резолюцией на письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго за № 869 от 22 февраля 2006 года.
Мы с великой радостью восприняли Ваше мужественное и справедливое решение, которое ожидали многие десятилетия православные христиане Рязанской области. В связи с тем, что копия письма Патриарха Алексия и Ваша положительная резолюция были направлены дирекции Рязанского музея, что естественно сильно взволновало их и подвигло на написание обращения к Вам и жителям Рязани. В своих обращениях дирекция музея искажает исторические факты и существующую реальность, призывая жить не по Законам Государства и не по Заповедям Божественным, а «по понятиям», заботясь лишь о своём материальном благополучии.
Путём обмана, угроз и посулов дирекция музея пытается получить подписи в свою защиту от взрослых людей и студентов высших учебных заведений.
Для того, чтобы поддержать Вас в правильности принятого Вами решения, мы вынуждены сообщить Вам ещё и о других волнующих нас фактах. Дирекция музея декларирует о том, что их усилиями Кремль процветает, но мало кто знает, что до сих пор на территории Рязанского Кремля шесть православных храмов остаются осквернёнными и поруганными. Доступ людям в пять храмов из шести осквернённых просто не возможен. Храмы эти следующие:
1. Богоявленский храм сдан в аренду под архивы областного Загса и находится в катастрофическом состоянии; 2. Преображенский собор сдан в аренду под областной архив; 3. Духовской храм используется под библиотечный фонд музея; 4. В Архиерейском доме храм в честь святого первомученика и архидиакона Стефана разорён и используется под вспомогательное помещение музея; 5. Второй храм в Архиерейском доме в честь усекновения главы Иоанна Крестителя разорён. В нём проводятся выставки и развлекательные мероприятия. 6. Интерьер Архангельского собора и склепы Рязанских Святителей разорены и осквернены. Здание собора используется как экспозиционный зал музея.
Такое отношение к православным святыням вызывает у нас горькое сожаление и скорбь. Вы понимаете, какая могла быть реакция людей, если бы в таком состоянии находилась хотя бы одна мечеть или синагога. Весь мусульманский мир и вся мировая общественность уже давно бы возвысили свой голос в защиту своих религиозных ценностей, и мы православные не можем больше молчать и наблюдать со стороны, так как молчанием предаётся Бог.
Мы выражаем Вам свою глубокую сердечную благодарность и признательность за Ваше взвешенное и мужественное решение, которое послужит процветанию Рязанского края. Мы верим, что Божие благословение будет пребывать с Вами, а значит и с нашим народом и в нашем Отечестве.
Многоуважаемый Владимир Владимирович, мы, члены Правления Рязанского Отделения Всемирного Русского Народного Собора, со всей ответственностью заверяем Вас в следующем:
• Как только ансамбль Рязанского Кремля с его храмами и святынями будет возвращён Рязанской епархии Русской Православной Церкви, он будет возрождён, включая поруганные храмы и вместе с музеем он будет доступен всем желающим познакомиться с историей и культурой нашего края.
• Кремль будет доступен для проведения праздничных и народных мероприятий, как для взрослых, так и для детей, вне зависимости от их религиозных и политических убеждений.
• Мы будем делать всё возможное, чтобы музей продолжал свою научную и просветительскую деятельность, а сотрудники музея продолжали свои научные труды.
• Мы поддерживаем стремление Рязанской епархии возродить культурно-просветительский центр с общедоступными помещениями, библиотекой, видео и фонотекой.
• Мы сделаем всё возможное, чтобы наш Кремль не только в музейных отчётах, а в действительности был настоящим украшением города Рязани и нашего Отечества.
• С возрождением и освящением ныне поруганных православных храмов и святынь Рязанский Кремль оживёт.
• Мы сделаем всё возможное, чтобы наша святыня – Кремль Рязанский остался ещё на долгие столетия живым музеем, с живыми храмами и живым воплощением истории Православия на Руси и всего Государства Российского.
• Кремль Рязанский должен быть и он будет Духовным православным центром и Духовным домом Рязанского народа.
Мы верим и надеемся, что принятое Вами решение будет доведено до логического завершения и воплощения в жизнь.
С глубоким уважением и наилучшими благопожеланиями к Вам.
От имени Рязанского Отделения Всемирного Русского Народного Собора
Секретарь Правления РО ВРНС Хлыстов Михаил Викторович
Текст письма М.В. Хлыстова опубликован на сайте Рязанской епархии РПЦ