Что было сказано
Предстоятель РПЦ сказал, в частности: "Мы принимаем любой выбор человека, в том числе в сфере сексуальной ориентации, это личное дело человека. Но признание этого факта ни в коем случае не меняет нашей позиции в отношении к самому явлению. Религиозная традиция всех практически народов свидетельствует о том, что гомосексуализм является грехом".
Бурные дискуссии в интернете вызвал также тезис о том, что совершающий этот грех "не должен наказываться", поэтому Церковь выступает против любых репрессий и "дискриминации людей нетрадиционной сексуальной ориентации".
Из этого некоторые блоггеры сделали выводы, что "Патриарх разрешил... нетрадиционную сексуальную ориентацию" (так и озаглавлен один из постов в "Живом Журнале"), что понятие греха "нивелируется", иронически заговорили о принятии "любого выбора человека", сравнивая в данном случае нетрадиционную ориентацию с мошенничеством, воровством, убийством и другими преступлениями.
"Признавая гомосексуализм грехом, мы выступаем категорически против того, чтобы гомосексуальные отношения уравнивались с естественными отношениями между мужчиной и женщиной", - заявил также Патриарх. Однако на эти его слова заинтересовавшиеся темой пользователи Рунета особого внимания не обратили.
Грех как промах
"Я несколько удивлен реакцией, которая возникла в информационном пространстве, прежде всего в блогосфере, потому что никаких изменений в позиции Церкви не произошло, ничего нового в этом вопросе нет", - сказал председатель Информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда.
По его словам, Патриарх изложил эту давно сформулированную позицию, сказав, что РПЦ, как и все традиционные религии, относится к гомосексуализму "как к греху". И никакого смещения акцентов в плане понимания этого явления как греховного не звучало.
"Те пояснения, которые были специфическим образом интерпретированы, на мой взгляд, связаны с непониманием некоторыми из интерпретаторов того, что такое грех и каково отношение к греху в традиции православной церкви, православного аскетизма, в частности к важному положению о том, что, осуждая грех, мы не осуждаем грешника", - заявил Легойда.
Он добавил, что нельзя назвать осуждением церковную епитимью, которая является пастырской мерой, направленной на исправление и воспитание прихожанина. Одно из значений греческого слова "грех", напомнил Легойда, - "промах", и это позволяет более точно понять подход Церкви к этому явлению.
"Грех не является преступлением, за которое человек просто должен быть наказан. Это скорее некое искажение человеческой природы, болезнь, которая должна быть исцелена. И исцелена Христом, в том числе посредством церковных таинств", - сказал собеседник агентства.
Гомосексуализм не должен стать нормой
"Я бы обозначил суть выступления Святейшего Патриарха в том, что Церковь, уважая свободу выбора человека, тем не менее, отстаивает свое право называть грехом то, что таковым является", - сказал зампред Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) иеромонах Филипп (Рябых).
Эта позиция, отметил он, обозначена в "Основах социальной концепции РПЦ" - документе, в котором говорится, что гомосексуализм является грехом, но Церковь "готова помогать страдающим от этого недуга людям его преодолевать". И Патриарх Кирилл подробно пояснил эту позицию высокому представителю международного сообщества.
"В частности, на встрече с генсеком Совета Европы речь шла о том, что Русская православная церковь выступает против закрепления сегодня в международных правовых документах такого понятия, как "гомофобия", потому что, как показывает практика, это используется, чтобы запретить христианам и последователям других традиционных религий называть гомосексуализм грехом. Более того, под влиянием этого понятия верующих вынуждают принять однополые отношения как норму", - сказал иеромонах Филипп.
Кроме того, напомнил он, православные Церкви мира возражают против предоставления людям, открыто заявляющим о своей гомосексуальности, возможности усыновлять детей, поскольку, "с православной точки зрения, дети должны иметь возможность воспитываться в семье, где есть папа и мама".
"Также мы выступаем против того, чтобы однополые союзы приравнивались к понятию семьи и пользовались соответствующей государственной поддержкой. Не должно быть пропаганды гомосексуализма в публичной сфере", - добавил представитель Московского патриархата.
При этом, подчеркнул он, нетрадиционные отношения остаются на совести людей, которые их практикуют, и "Церковь не призывает к насилию и преследованию таких групп граждан, считает, что их гражданские права должны уважаться так же, как и права других людей", за исключением вышеперечисленных ситуаций.
По словам иеромонаха Филиппа, говоря о том, что совершающий грех "не должен наказываться", Патриарх "имел в виду репрессивные меры, что потом и пояснил".
Церковь готова помочь
Комментируя сравнение блоггерами гомосексуализма с воровством и убийством, собеседник агентства отметил, что "в православной традиции всегда различалась степень тяжести греха, и любое наказание измерялось тем, какой ущерб приносит человек окружающим".
"Наказание должно помогать человеку избавляться от греха, а не вводить его в уныние и не отталкивать от Церкви", - убежден иеромонах Филипп. Поэтому, пояснил он, "одно наказание - для убийцы, другое - для пьяницы, третье - для блудника".
"И в данном случае, если мы рассматриваем гомосексуализм как болезнь человеческой души, Церковь должна помогать исцелить эту болезнь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами, а не лишать человека возможности измениться", - сказал представитель РПЦ.
По его словам, особая ситуация складывается, когда человек "сам не хочет излечиваться и считает свою болезнь нормой". "В этом случае Церковь должна действовать решительно, вплоть до отлучения человека от своей деятельности, от участия в церковной жизни", - констатировал собеседник агентства.
С опорой на писание и традицию
"Много раз в Священном Писании говорится о грехе гомосексуализма, как в книгах Ветхого Завета, так и в Новом Завете. В частности, апостол Павел в "Послании к римлянам" говорит о том, что мужеложники Царства Божия не наследуют", - отметил иеромонах Филипп.
Обличая жителей Коринфа, апостол также пишет о губительности развратного образа жизни.
"А Максим Грек призывает того, кто утверждает, что подобное наслаждение невинно, предать вечной анафеме - как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение Его", - добавил священнослужитель.
Однако в самих Евангелиях отдельных слов о грехе гомосексуализма нет.
"Но очень четко присутствует учение о семье как союзе мужчины и женщины и недопустимости измены своему супругу (супруге) даже в помышлениях", - подчеркнул иеромонах Филипп.
На вопрос о том, что же позволяет сегодня благословлять однополые союзы некоторым христианским церквам Европы, общающийся с их представителями по долгу службы замглавы Отдела внешних церковных связей ответил: "Они интерпретируют слова Нового Завета о любви таким образом, что грехом считается только связь без любви, а если люди любят и хранят верность друг другу, то неважно, в каком союзе они это делают".
"Но это совершенно искаженная интерпретация Священного Писания. И она вступает в противоречие со всей предыдущей традицией. И появилась она под влиянием безрелигиозного образа жизни, которому все больше поддаются в странах Запада", - заключил представитель Московского патриархата.