Структуры Католической церкви в России были восстановлены лишь 15 лет назад. Сейчас энтузиазма и надежд меньше, чем в 1990-е годы, когда мы выходили из катакомб после семидесяти с лишним лет преследований. Сегодня нет таких импульсов, как это было вначале. Сегодня мы сталкиваемся с бытом, с реальной жизнью: это секуляризация, культ потребления, постмодернизм, практический материализм, как на Западе, заявляет Тадеуш Кондрусевич. Однако католики изменились в качественном отношении, добавляет он. Теперь среди нас есть не только обычные люди, "матрешки" (бабушки): стало больше молодежи, брачных пар, семей. Вот уже несколько лет мы имеем возможность проводить уличные процессии по случаю праздника Тела Господня: в этом году по улицам Москвы прошло более полутора тысяч человек! И с получением разрешения от властей у нас уже не возникает проблем.
Отвечая на вопрос,как в Москве относятся к этому католическому меньшинству, Т. Кондрусевич отмечает, что "по улицам можно гулять в сутане, и никто на это не обратит ни малейшего внимания. Проблем нет, Москва стала толерантным городом! Времена в России изменились. Теперь у нас 225 зарегистрированных приходов по всей стране, есть газеты, институты, семинарии. Конечно, бюрократия есть везде, но если нужно зарегистрироваться, это можно сделать".
Во всяком случае, Католическая церковь имеет здесь практически полную структуру, и только четвертая часть этих приходов еще не имеют церквей и других культовых зданий. Например, в Москве на шесть приходов имеются только две настоящие церкви и одно здание – это бывшая дискотека, – которое мы реконструируем, чтобы использовать как церковь – церковь Святой Ольги. Третью церковь, существовавшую в Москве до революции – церковь Святых Петра и Павла – по-прежнему занимает нефтяная компания, и вернуть ее пока не представляется возможным, рассказывает католический иерарх.
По словам Т. Кондрусевича, во взаимоотношениях с Православной церковью проблемы по-прежнему есть, но есть и прогресс, который позволяет снимать напряженность, развивать диалог между двумя Церквами. После визита в Москву председателя Папского совета по христианскому единству кардинала Вальтера Каспера, состоявшегося в 2004 году, дела идут лучше и мы начинаем видеть свет в конце туннеля. После его встречи с руководством Православной церкви Московский Патриархат и Ватикан создали совместную дискуссионную комиссию по урегулированию проблем в отношениях между двумя Церквами. Эта группа должна решать практические вопросы. В нее входят генеральный секретарь Конференции католических епископов РФ Игорь Ковалевский, директор Духовной библиотеки Жан-Франсуа Тири и монсеньор Йозич Анте, работающий в нунциатуре в Москве, рассказывает глава католической митрополии в России. Касаясь вопроса взаимоотношения с католиков с православными, Т. Кондрусевич заявил, что ему не хочется заниматься домыслами на эту тему, но в целом нужно признать, что Россия поддерживает хорошие отношения с Германией, несмотря на память о войне. Во всяком случае, можно сказать, что с некоторых пор обстановка стала лучше, и католикам в России стало легче. Сейчас мы сталкиваемся с проблемами морального релятивизма, потери ценностей, либерализма, агрессивного секуляризма. А по этим вопросам Ватикан и православный Московский Патриархат говорят на одном языке, у нас общие интересы, считает католический иерарх. Среди проблем, которые сегодня стоят перед Католической церковью в России, Т. Кондрусевич назвал то, что у четверти католических приходов в стране нет культовых зданий. Однако, по его словам, ситуация постепенно меняется, так как правительство недавно вернуло Церкви несколько храмов, среди которых церковь в Пушкине (бывшем Царском Селе) под Санкт-Петербургом. Получено также разрешение на строительство одного храма в Архангельске и другого – в Мурманске.
Дальнейшей задачей является подготовка российских священнослужителей, так как большинство католических священников в России – иностранцы. Нужно вспомнить, что со времен русской революции и до 90-х годов готовить католических священников в России было невозможно. В 1999 году Т. Кондрусевич имел возможность рукоположить трех первых священников, получивших образование в России. В этом году их было трое, на будущий год их будет пять. Таким образом, нехватка российских священников является реальной проблемой. Что касается вопроса о краткосрочных визах для иностранных священников, то несмотря на сохранение бюрократических преград, ситуация в последние годы заметно улучшилась. Базовой проблемой остается образование мирян, так как они должны знать, что они тоже принадлежат к Церкви, что они должны проявлять больше ответственности.