Как отмечает КМ.ru, прежде всего обращает на себя внимание та орфографическая неряшливость, с которой сделан ролик. Имя пророка при первом упоминании в тексте написано в транскрипции, характерной для ряда кавказских языков, — Магомед, во втором же случае используется более распространенная среди христиан форма - Магомет.
Накладка вышла у создателей и заказчиков ролика и с Архангелом Гавриилом. Гавриил - библейское имя одного из высших и наиболее чтимых Церковью ангелов, которое используют христиане. В исламской же традиции его имя воспроизводится как Джабраил (Джебраил, Джибрил), что было бы единственно уместно в данном контексте.
О фактической стороне дела говорить вообще не приходится: в жизнеописании Пророка подобный сюжет отсутствует. Видимо, поэтому рекламщики и преподнесли его в виде легенды, отмечается в публикации на портале. Но даже с поправкой на легенду термин "рыцари", коими принято называть средневековых европейских воинов и с коими Пророк Мухаммед никогда не воевал, выглядит в тексте странно.
О том, задевает ли рекламный ролик чувства мусульман, рассказал КМ.ru верховный муфтий Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов.
По его словам, к таким вещам, которые касаются внутреннего мира человека, такой тонкой материи, как вера, нужно относиться очень трепетно. Это - сакральные сути, которые нельзя использовать для рекламы каких-то вещей или предметов быта. Как считает муфтий, в рекламе можно использовать образы тех людей, которые дают на это согласие. Использование же религиозных символов или образов таких пророков, как Мухаммед, или Иисус Христос, или Моисей, которые относятся к духовному миру человека, к его вероисповеданию и к которым он относится с благоговением, просто кощунственно. Это - настоящее кощунство, если это сделано сознательно. Если же это сделано в силу невежества, то это также не снимает с авторов и заказчиков ролика ответственности.
Сегодня в рекламе нельзя использовать государственные символы без особого разрешения. Почему же производители разных товаров считают себя вправе использовать религиозные символы, которые близки миллиардам людей? Эти символы также должны быть защищены от потребительского использования. Тем более что используют их не всегда внутренне чистоплотные люди, которые могут позволить себе рекламировать все что угодно — пиво, прокладки и прочее. Сейчас в рекламной индустрии творится настоящая вакханалия. Они уже дошли до того, что используют святыни!.. Это абсолютно неприемлемо. Муфтий уверен, что и Русская православная церковь будет против таких кощунственных действий со стороны рекламодателей.
С вопросом о том, как Православная церковь относится к идее использования православных святынь в рекламе, корреспондент КМ.RU обратился к настоятелю храма Благовещения в Петровском парке Москвы Максиму Обухову:
В основе любой рекламы должен лежать принцип такта, уважения к воззрениям других людей вне зависимости от того, к какой религии они принадлежат. Что же касается использования православных святынь в рекламе, то тут все зависит от контекста того, в какой именно рекламе используется тот или иной образ. В любом случае подача должна быть достаточно сдержанной, производителям необходимо советоваться со священниками и избегать использования образов святых, когда без этого можно обойтись, считает священник.
Но не стоит забывать, что образы святых глубоко вошли в жизнь русских людей. Зачастую они являются покровителями городов, могут символизировать какой-то праздник. Например, всем известно, что прототипом Деда Мороза был Николай Чудотворец, напомнил собеседник КМ.ru.
Представитель Церкви считает, что православные образы допустимо использовать, например, при рекламе культурных мероприятий, событий, имеющих патриотическую окраску, книжных выставок. Подобное уже практикуется и не вызывает возражений. Просто здесь необходимо чувство такта и умеренность. Однако абсолютно недопустимо использовать православные образы в рекламе алкоголя. Кощунственно и оскорбительно видеть на винных этикетках такие названия, как "Церковный кагор" или "Кагор для причастия", убежден Максим Обухов.