Проект является результатом работы исследовательской группы по изучению проблем образа и образных систем в современном мире, созданной в рамках Издательского совета Русской православной церкви. Концепцию проекта представили его автор - иконописец Павел Бусалаев и ответственный секретарь газеты "Церковный вестник" Сергей Чапнин. Семинар проводился в рамках подготовки к Первому фестивалю православных средств массовой информации. Впервые материалы исследования были представлены в храме Христа Спасителя в рамках XI Рождественских чтений.
Излагая свою концепцию, Павел Бусалаев исходил из того, что транснациональная экономика с ее ценностями претендует на место религии в мировоззрении человека, а реклама стремится занять доминирующую позицию в организации социо-культурного пространства. Осознанно или нет, создатели рекламы используют "общие законы выражения священного", которые присутствуют в культурах разных времен и народов. Наиболее полное выражение, по мнению Павла Бусалаева, эти законы обрели в символическом языке средневековой иконописи. Поэтому можно говорить об "узурпации" этого сакрального языка для наиболее эффективного проникновения рекламных образов в "подсознательное" нашего современника.
Автор концепции доказывает это на многочисленных примерах: в "профанном пространстве рекламы" существуют свои псевдо-таинства, псевдо-заповеди, а принципы обратной перспективы, пространственно-временного континуума иконы, символическое понимание цвета и света используется для продвижения очередного брэнда.
На киноэкране участникам семинара были представлены рекламные клипы, ролики, созданные на основе священных символов. Так, изображение на иконе святителя Николая на рекламном проспекте трансформировалось в Деда Мороза, а затем в Санта Клауса с бутылкой кока-колы в руках. Этот же напиток был представлен и в экспонате выставки "Осторожно, религия!", проходившей 14-18 января 2003 года в Москве в Музее и общественном центре имени А. Сахарова: на фоне рекламы кока-колы была помещена икона Спасителя с надписью "Сие есть кровь моя". В числе других кощунственных экспонатов на той же выставке было представлено и изображение православного креста с развешанной на нем гирляндой сосисок.
Сопоставление иконных образов и рекламной продукции вызвало противоречивую реакцию в зале. Так, сотрудники отдела древнерусской живописи ГТГ выразили крайнее негодование по поводу избранной парадигмы исследования. Священник Борис Михайлов, будучи искусствоведом по образованию, настаивал на том, что сравнение рекламы с иконой - "методологический просчет". Он утверждал, что современная реклама "выросла из обносков абстракционизма", который, в свою очередь, в начале ХХ века обнаружил и изобразил "реальность падших духов".
Многие участники семинара поддержали авторов концепции. Представитель миссионерского отдела Московского Патриархата протоиерей Сергий Попов выразил озабоченность "агрессивным воздействием антихристианских визуальных образов", которые растиражированы не только в рекламе, но и в интернете и особенно пагубно влияют на молодежь. По его мнению, данный исследовательский проект помогает расшифровать визуальный язык современности, осознать подмену смыслов и ценностей.
Заинтересованность проектом выразили также священник Валерий Степанов, директор православных курсов "Содействие" Павел Кондратьев, сотрудники методического отдела ГТГ, работающие с детьми.
Ведущий презентации, ответственный секретарь газеты "Церковный вестник" Сергей Чапнин пояснил, что появление проекта вызвано прежде всего "миссионерской озабоченностью". По его словам, "похищение священных образов" в современной рекламе представляет собой огромную опасность, которой надо поставить заслон: чтобы реклама "не проникала так глубоко", надо разработать методологию оценки визуальных образов и приемов и использовать ее при работе в воскресных школах, вузах, а также знакомить с ней заинтересованных создателей рекламной продукции.
"Наша задача, - подчеркнул Чапнин, - показать, как жить в этом мире, оставаясь христианином и помогать другим быть христианами". Касаясь телевидения, он задал вопрос: почему нет социальной рекламы, направленной на помощь нуждающимся, заботу о детях-сиротах, защиту природы? Это должно быть и делом Церкви.
Сергей Чапнин отметил также, что исследование не имеет пока законченного вида и будет апробировано в разных аудиториях - среди богословов, искусствоведов, специалистов в области масс-медиа.