В Москве состоялась международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения митрополита Антония Сурожского
© РИА Новости / Александр Макаров
Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения митрополита Сурожского Антония, состоялась накануне в московском Культурном центре "Покровские ворота". Ее организаторы - Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), факультет теологии Амстердамского университета, фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского" - решили обсудить на форуме тему "Христианство в мире постмодерна".

"Для многих - православных, католиков, протестантов - митрополит Антоний был символом современного христианства (...), его влияние в Англии далеко выходило за рамки православия", - подчеркнул в своем выступлении ректор ББИ Алексей Бодров, который познакомился с митрополитом Антонием в начале 1990-х годов. Ректор отметил, что конференция задумана не столько как мемориальная, сколько как дискуссионная, затрагивающая важные темы для современного христианства и межконфессионального диалога.

Профессор Андрей Зубов представил доклад на тему "Церковь без государства в эпоху постмодерна". Начав с рассказа о древних государствах, которые "возникают в ответ на религиозный запрос людей", историк проанализировал взаимоотношения религии и светской власти вплоть до конца XVIII века. Поставленный во время Великой Французской революции исторический "эксперимент", длившийся два столетия, показал, что мир не может быть нейтральным по отношению к Церкви. В последние 10-15 лет, когда в памяти человечества постепенно стираются ужасы Второй мировой войны, секулярный мир стал все более агрессивен к религии: он навязывает религиозным организациям жизнь по своим законам, рассматривает Церковь, умму и другие религиозные формирования в числе своих, секулярных организаций. "Если вы живете по своим законам - вы тоталитарная секта", - как бы говорит религии мир.

Андрей Зубов выделил два тренда в нынешних религиозно-государственных взаимоотношениях. С одной стороны, Церковь как институт стремится "опираться на государство, помня, что светская власть, объявляя себя защитником веры, хотя и лишала Церковь духа, но при этом сохраняла плоть. Это многих устраивает". В нашей стране сейчас это очевидно, хотя "это не только русская традиция", пояснил профессор. С другой стороны, светское государство тоже не прочь опереться на религиозные институции, особенно тогда, когда оно терпит кризис. "И это в принципе здоровый путь, потому что это попытка опереться в конечном счете на Христа. Но этот момент ненадежен, не надо обольщаться - государство как брутальная сила, конечно, подчинит себе Церковь. И вот мы оказываемся во вражде с миром, в которой были и всегда, увы. Церкви как мистическому Телу надо привыкнуть жить в этой враждебной среде: не стремиться стать церковью большинства, хотя это неплохо (...), но всегда оставаться "малым стадом" - знамением мира в движении к Царству". В этом задача "Церкви без государства", подытожил докладчик.

Протоиерей Кирилл Копейкин посвятил свое сообщение поискам Бога в современной науке. Отталкиваясь от парадоксального, на первый взгляд, утверждения митрополита Антония о том, что единственный подлинный материализм - это христианство, священник подробно описал современные эксперименты в области квантовой физики. Он показал, что, возникнув некогда в контексте богословия, наука неизбежно к богословию и пришла: современные ученые, говоря о вселенной как "компьютерной симуляции", "допускают Творца, который создал Вселенную". "Наши представления о мире (...) радикально должны быть изменены. Митрополит Антоний почувствовал то направление, в котором движется современное понимание Вселенной", - уверен священник.

Ответственный редактор "Церковного вестника" Сергей Чапнин в докладе "Проповедь и поклонение в информационном обществе. Пророк Иона и путь волхвов" сосредоточился на позиции Православной церкви в современном информационном обществе. По его мнению, образ жизни и картина мира радикально изменились с появлением новых коммуникационных технологий, однако эти реалии еще не осознаны православным богословием. Приковывая человека к информационному потоку, перегружая его идеологически приправленной и эмоционально поданной информацией о бедах, катастрофах и войнах, медиа отчуждают его от реального мира, "не воспитывают сопричастности, делают человека посторонним наблюдателем".

"Православная церковь тоже не избежала соблазна постороннего и организовала свою жизнь и деятельность по примеру крупных корпораций. Вместо богословского осмысления вызовов современного мира Церковь предпочла сделать акцент в своей информационной деятельности на пиаре (используя не только глубоко секуляризованные понятия "духовно-нравственное возрождение" и "традиционные ценности", но и технологию манипулирования сознанием). Содержанием церковной проповеди становится не живая вера, а идеология, т.е. набор смыслов и соответствующих практик, которые можно продвигать как товар. Полагаю, нам очень многое предстоит сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию", - считает Чапнин.

Важным направлением православного богословия, развитие которого могло бы предупредить "безнадежную секулярную перспективу", докладчик считает богословие образа (на основе концепции иконичности) и богословие общения/коммуникации. Сергей Чапнин призвал Церковь "обратить пристальное внимание" на тех, кто создает образ в самом широком смысле (иконописцы, архитекторы, скульпторы, дизайнеры, театральные и кино-деятели и др.), - формируется поколение, которое готово внести новый, уникальный вклад в сокровищницу христианской культуры, а не копировать образцы предыдущих эпох. Докладчик убежден, что эта проблема выходит далеко за рамки собственно истории искусства, но имеет непосредственное отношение к осознанию христианами своей роли в современном мире.

На конференции были также зачитаны и обсуждены доклады профессора Тульского педагогического университета, философа В. Назарова ("Тема трагизма Божественной любви в "теологии вопрошания" митрополита Антония Сурожского"), преподавателя ББИ, искусствоведа И. Языковой ("Адам, где ты? Современные вызовы для христианской антропологии"), преподавателя Свято-Тихоновского гуманитарного университета С. Чурсанова ("Митрополит Антоний Сурожский о человеке как богообразной личности: христианское свидетельство в ситуации постмодерна"), ректора Заокского христианского университета Е. Зайцева ("Об истинном достоинстве человека": Антоний Сурожский - врач, священник, человек"). Е. Садовникова представила переведенные ею новые архивные материалы, раскрывающие экуменическую деятельность митрополита Антония и его позицию по проблемам христианского единства. В заключение были зачитаны воспоминания о митрополите Антонии представителей второго поколения русских эмигрантов - братьев Кей, которые знали православного иерарха с детского возраста.