Пятнадцатая в ряду традиционных осенних конференций СФИ, она вновь, как и в прошлом году, не только через свое название, являющееся косвенной цитатой из статьи "Будущее христианства в Европе", но и самим содержанием обращена к памяти и жизненному опыту С.С. Аверинцева, сообщает пресс-служба СФИ.
На торжественном открытии конференции с приветствием выступил сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Прокопенко, отметивший важность того, "что сегодня тема противостояния злу собрала людей, которые всецело преданы этому христианскому делу". В своем слове он отметил "бурный рост" Русской Православной Церкви в наше время и связанные с этим сложности, важнейшей из которых является наличие различных внутренних течений и групп. Но "огромным достижением" РПЦ, по словам представителя РПЦ, является сохранение целостности Церкви, то, что она "не дала растянуть себя по партийным группировкам", собрав и примирив всех "разномыслящих" у евхаристической чаши. Опасность церковных расколов священник считает "одним из страшных зол", с которым надлежит бороться, опираясь на опыт прошлого, и особенно - послереволюционных лет в России.
Доклад епископа Серафима (Сигриста), представляющего Православную церковь в Америке, сразу поставил обсуждение в эсхатологическую перспективу. По его словам, именно такой подход к проблеме противостояния злу Церковь отчасти утратила в константиновский период своей истории. Углубившись в аскетическое противостояние злу в собственной душе каждого ее члена, она как бы вышла тем самым из исторического времени в его устремленности к метаистории.
Ректор Свято-Филаретовского института, профессор, священник Георгий Кочетков в своем докладе, посвященном современному контексту мирного и непримиримого противостояния злу, подчеркнул, что вопрос о различении добра и зла – это один из наиболее "взрослых" вопросов. Главным обличьям зла в современном обществе – расколотости, нецелостности человека и его индивидуализму, проявляющимся, прежде всего, в необщительности и неблагодарности, можно противостоять исцелением, считает докладчик. Исцеление же связано только с одним – с вдохновением, через которое только и возможно переплавить все внутреннее существо человека. Но такое спасение "от рода сего развращенного" невозможно в одиночку, для него необходимо общение в единении и любви. Местом такого общения может стать духовная семья, существующая в форме общины, братства или в какой-либо иной.
Редактор журнала "Вестник РХД" Никита Струве (Париж) обратился к теме границ толерантности, невозможной в тех случаях, "когда имеешь дело с властью, насаждающей нечто недолжное или с ложью". И то, и другое докладчик связывает, прежде всего, с "богоубийственной, а вследствие этого и человекоубийственной" советской властью. Вспомнив опыт митрополита Евлогия, описанный Мережковским как "тихое "нет", которое, каким бы тихим оно ни было, все равно не становится "да", Н.А. Струве обратился и к сегодняшнему опыту православной русской эмиграции, столкнувшейся с ложью и клеветой. Он подчеркнул, что для противостояния лжи очень важно трезвение как поиск наибольшей чувствительности к подлинности.
В центре доклада доктора ист. наук, президента РГГУ Ю.Н. Афанасьева "Мера терпимости в отношении к злу в российском обществе" оказалась проблема смешения добра и зла, неразделимости в советской действительности палача и жертвы, которые часто, меняясь местами, присутствовали в одном человеке. Именно в этом ученый видит причину того, что не произошло активного неприятия, не индивидуального, а общего осуждения советской эпохи – эпохи, когда ложью жили едва ли не большинство людей.
Священник Владимир Зелинский (Брешия, Италия), вспомнив свое личное участие в публикации за рубежом бесед одного из исповедников веры советского времени, обратил внимание на то, что в "религиозном самиздате" сталинской и хрущевской эпохи не было анализа земных истоков претерпеваемых скорбей. Кризисом Востока считает докладчик невидение зла вокруг себя, его спиритуализацию. Подчеркнув, что сегодня, когда история меняется так, как никогда не менялась прежде, эта позиция становится все более духовно опасной, Владимир Зелинский задается вопросом: доколе православная чувствительность к любому злу, находящемуся в нашей душе, будет соседствовать с безразличием ко всему, что находится вне ее?
Тему опасности неразличения добра и зла продолжила поэт О.А. Седакова. Соглашаясь с тем, что бытовой моральный агностицизм вырастает из признания того, что окончательное разделение добра и зла произойдет уже не здесь, она отметила, что одновременно он связан и с нежеланием делать усилие и испытывать глубокую, подлинную причастность к происходящему вокруг. Это становится все более насущной задачей, потому что в общественном сознании самыми различными способами происходит постоянное смешение добра и зла – вплоть до поклонения злу и его носителям (Сталину, Берии, Ивану Грозному, который в народных песнях называется "надежа, православный царь"). В этой ситуации настоящим нонконформизмом является не разрушение общепринятых моральных систем, а наоборот, их утверждение.
Доклады вызвали оживленную дискуссию, в которой были затронуты такие вопросы, как опасность гностической и по сути нехристианской идеологии евразийства, расширяющей ныне свое влияние; разница в дореволюционных и советских искажениях отношения к своей греховности; особенности западного и восточного менталитета в контексте рассматриваемой проблемы и многие другие.
Закончивший пленарное заседание доклад преподавателя истории церкви СФИ В.К. Котта был посвящен традиции противостояния тому злу, которое Церковь обнаруживала внутри своей внешней, канонической ограды. Обратившись к святоотеческим текстам и опыту исповедников XX века, докладчик напомнил, что главным здесь было, прежде всего, обличение и анализ проникшего в Церковь зла. Противостоять мертвящему духу "системы" святые предполагали через восстановление в ней духа общения. Докладчик напомнил, что судьба большинства святых, бравшихся за подвиг обличения, была трагична – они претерпевали гонения от лжебратий, нередко заканчивающиеся гибелью.
Завершил первый день работы трехдневной конференции круглый стол "Опыт противостояния злу в XX веке". Живые свидетельства его участников, среди которых были протопресвитер Виталий Боровой, протоиерей Павел Адельгейм, священник Георгий Кочетков, Н. Струве, В. Илюшенко, А. Огородников, Е. Чуковская, С. Юрский, Е. Сморгунова представили собой подробную картину мирного и непримиримого противостояния злу в сравнительно мало изученные в истории церкви и общества 60-80-е годы XX века.
В конференции принимают участие около 600 участников из 11 стран, в том числе более 20 священнослужителей. Кроме православных, среди участников форума есть католики, англикане, пресвитериане, гуситы, лютеране.