Ранее Межрегиональный союз национально-культурных объединений кряшен обратился к президенту РФ и Патриарху с просьбой помочь решить этот вопрос, напомнив, что этого статуса кряшены добиваются уже четыре года и что, согласно выводам этнографов, "кряшены вне всякого сомнения являются самостоятельным, самобытным народом". Как известно, по вероисповеданию они являются православными. Противники предоставления им статуса отдельного народа утверждают, что кряшены - это крещеные татары, а "их желание самоопределиться якобы провоцируется Москвой".
Комментируя эту проблему, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева отметила, что "каждый человек волен сам определять свою национальность". "Это вопрос национального самосознания и такое же интимное дело, как выбор той или иной религии", - заявила накануне известная российская правозащитница в интервью агентству "Интерфакс".
Говоря о нежелании властей Татарстана признать кряшен отдельным народом, Л. Алексеева обвинила руководство республики в "попытке сделать ставку на какую-то национальную карту". "Если кряшен запишут кряшенами, то получится, что татары не составляют в Татарстане большинство", - пояснила она.
Отметив, что "все граждане равны вне зависимости от национальности и вероисповедания", Людмила Алексеева сказала, что "власти не должно быть никакого дела до национального состава" и что "любое вмешательство власти в этот вопрос не является правомерным".
В свою очередь председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина назвала "абсолютно незаконным" отказ в предоставлении кряшенам статуса отдельного народа.
В интервью "Интерфаксу" она напомнила, что, "согласно ст.26 Конституции РФ, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, и никто не может быть к этому принужден".
"Кряшены должны иметь право считаться отдельным народом и быть внесенными реестр национальностей, поскольку это личное дело каждого", - отметила правозащитница.
Власти же, по ее мнению, "должны лишь обеспечить людям возможность реализовать их национально-культурные потребности, если таковые не противоречат закону".
Со своей стороны руководитель программы "Дискриминация по этническому признаку" правозащитного центра "Мемориал" Александр Осипов указал на международные обязательства России, которые обязывают ее уважать стремление кряшен к самостоятельному статусу.
В частности, он напомнил о рамочной конвенции по защите национальных меньшинств, разработанной в рамках Совета Европы, а также о международном пакте 1966 года о гражданских и политических правах, к которой СССР присоединился в 1973 году.
Правозащитник процитировал ст. 27 этого пакта, где сказано, что этническим, религиозным и языковым меньшинствам "не может быть отказано в праве... пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком".
"Люди сами решают такие вопросы, и государство не вправе им навязывать, - сказал представитель "Мемориала". - Если есть люди, которые считают себя отдельным народом, следует учитывать их волеизъявление, нельзя затыкать им рот и вставлять палки в колеса, люди должны чувствовать себя комфортно, это вытекает из общих принципов гражданских прав".
Правозащитник также отметил, что, по мнению этнологов, "язык не является отличительным признаком народа, например, карачаевцы и балкарцы говорят на одном языке, в то время как осетины - на двух, главное же при выделении группы людей в отдельную национальность - это их национальное самосознание".
Как сообщили "Интерфаксу" в Институте этнологии и антропологии РАН, сегодня в России проживает от 200 до 300 тысяч кряшен, в основном в Татарстане и Удмуртии. По свидетельству активистов кряшенского движения, во время последней переписи населения были приняты меры к тому, чтобы занизить численность кряшен, которых вынуждали записываться татарами или русскими.