Поводом для комментария послужила заметка, опубликованная накануне в газете "Завтра". О публикации сообщило в минувший четверг агентство "Интерфакс".
Газета извещала, что некий афонский иеромонах Афиноген отслужил литию на Прохоровском поле в Белгородской области перед иконой, на которой изображен Иосиф Сталин и советские маршалы.
- Что говорят о Сталине представители РПЦ
"Икона "Богоматерь Державная", на которой изображен генералиссимус Иосиф Сталин в окружении маршалов Победы, была принесена на Прохоровское поле и явлена множеству собравшихся там людей... Сопутствующий иконе афонский иеромонах Афиноген отслужил литию в память павших героев", - сообщало издание, уточняя, что, по данным газеты, икона была изготовлена рыбинскими иконописцами по заказу Изборского клуба.
Между тем в комментарии Белгородской митрополии по поводу этой публикации принесенный на Прохоровское поле образ именуется так называемой "иконой" и отмечается, что эта заметка стала предметом обсуждения в интернет-пространстве и других средствах массовой информации, что и побудило митрополию высказаться по поводу произошедшего.
"14 мая в пределах Белгородской митрополии, - говорится в комментарии, - состоялся пленум Союза писателей России, участие в котором принял писатель, публицист и общественный деятель Александр Проханов".
"Александр Андреевич внес в зал заседания изображение генералиссимуса Сталина, окруженного военачальниками, которое многие тут же окрестили "иконой". И хотя картина написана в "иконописном стиле", все же по целому ряду причин иконой она считаться не может. Во-первых, никто из изображенных на ней исторических персонажей не причислен Русской православной церковью к лику святых. Во-вторых, некоторые из изображенных на данной картине были откровенными гонителями Церкви", - поясняет митрополия.
"Картина, написанная по заказу Изборского клуба художниками из города Рыбинска, является своеобразным манифестом и иллюстрацией идей так называемой "гражданской религии", которая противостоит богооткровенной религии и Православной церкви", - подчеркивают авторы комментария.
"Что же касается упоминаемого в заметке богослужения, то заупокойную литию совершил "афонский иеромонах Афиноген" (как его представляют), который является "карманным" иеромонахом господина Проханова и не принадлежит к клиру Белгородской митрополии", - сказано далее в публикации.
"Данная акция, - заключают авторы комментария, - проведенная в дни празднования 70-летия Великой Победы на Третьем Ратном поле России, не нашла поддержки среди участников и гостей торжеств, которые высказали свое недоумение и огорчение по поводу навязывания им псевдорелигиозных взглядов".
Что говорят о Сталине представители РПЦ
Отметим, что из уст представителей священноначалия Русской православной церкви не раз достаточно четко звучала негативная оценка сталинского периода советской истории. Хотя не секрет, что среди клириков РПЦ встречаются и иные взгляды.
Еще четыре года назад глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, считающийся вторым человеком в нынешней иерархии РПЦ, в интервью "Российской газете" осудил звучащие в среде монашества и духовенства положительные высказывания о роли Сталина в истории, сопровождающиеся осуждением интеллигенции.
"Я думаю, что история уже расставила все акценты, и ностальгия по сталинизму, тем более из уст священнослужителя, для меня звучит как какое-то кощунство", - заявил глава ОВЦС МП. Таким образом митрополит прокомментировал высказывания секретаря Ивановской епархии РПЦ игумена Виталия (Уткина), который в своем блоге не скрывал уважительного отношения к Сталину.
Ответственный редактор Журнала Московской патриархии (ЖМП), известный церковный публицист Сергей Чапнин, со своей стороны, убежден, что участие православных христиан в установке памятников Сталину - событие, недопустимое с нравственной точки зрения, и оно прямо противоречит каноническим установлениям Русской православной церкви.
Нынешний глава Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин несколько лет назад заявил, что не может общество жить спокойно "и не будет у него достойного будущего", "если не будут названы преступники - это и Сталин, и Ленин, и Троцкий, и Урицкий, и Свердлов - организаторы красного террора, сталинских репрессий".
"Сегодня мы точно знаем, что на руках этих людей реки невинной крови, поэтому все их заслуги, действительные или мнимые, а есть и действительные, и мнимые заслуги, не оправдывают того, что они совершили. И об этом наше общество, государство, народ, должны не только знать, но и ясно сказать", - сказал священник, выступая в 2011 году после панихиды по жертвам советских репрессий у Соловецкого камня на Лубянской площади в Москве.
А на заседании дискуссионного клуба Всемирного русского народного собора, состоявшегося накануне 60-летия со дня смерти Сталина, скончавшегося 5 марта 1953 года, Всеволод Чаплин заявил, что Сталин потерпел поражение в стремлении навязать России свою логику ее исторического пути.
"Хотел ли Сталин возвращения России к себе? Я не уверен в этом. Скорее всего, он искренне жил идеалами мировой революции. Но сама логика истории, само сознание народа заставило его пойти по пути хотя бы частичного возвращения России к себе. Народ оказался сильнее Сталина", - подчеркнул священник.
По его словам, логика российской истории оказалась сильнее той логики, с которой Сталин пришел к власти.
"Церковь оказалась сильнее Сталина. И мученический подвиг, и возрождение Церкви, и все, что потом произошло, показало, что наш народ, его дух, логика его истории, его путь сильнее любой самой мощной силы, любого самого вроде бы могущественного правителя", - заявил представитель Церкви.
Иногда Чаплин высказывается по поводу Сталина более мягко. "Лично я считаю, что Сталин - человек, в котором было хорошее и было плохое. Это человек, который виновен в безвинной смерти значительного количества людей, которые были убиты только потому, что принадлежали к определенным сословиям", - заявил священник на одном из заседаний Всемирного русского народного собора, отметив однако, что в то же время Сталин сделал "и определенное количество полезных для страны дел".
"Оценка личности Сталина, конечно, должна быть дана. И Всемирный русский народный собор, и другие общественные механизмы должны серьезно подумать над тем, как оценивать советский период нашей истории, в частности деятельность Ленина, Сталина, Троцкого, других лидеров этого периода", - добавил протоиерей Всеволод Чаплин.
А в нынешнем году на международной конференции в Российской академии наук, посвященной 70-летию Победы, священник говорил о вкладе лидеров СССР, США и Британии в победу над фашизмом и поставил их в пример современным политикам.
"Ошибки и преступления были, по моему убеждению, и у Сталина, и у Черчилля, и у Рузвельта, и практически у всех других активных деятелей периода Второй мировой войны. Но нельзя забывать и о том героизме, который проявили наши народы, и о той воле лидеров, которая сделала возможной Победу", - сказал Чаплин, добавив, что "нацизм вместе победили и Рузвельт, и Черчилль, и Сталин, и объединившиеся народы".
Несколько иная оценка прозвучала в свое время из уст главы ОВЦС МП митрополита Илариона. В интервью германскому журналу Der Spiegel в 2009 году он призвал "смотреть в глаза исторической правде" при оценке исторической роли Сталина.
"Существуют неопровержимые доказательства того, что при Сталине происходили массовые репрессии. Мы, наверное, никогда не узнаем точное число репрессированных, но речь идет о миллионах расстрелянных, лишенных имущества, изгнанных с родной земли", - заявил православный иерарх. Подобные преступления, по его словам, "нельзя оправдать ни этими заслугами, ни победой во Второй мировой войне". "Победу в войне одержал не Сталин, а народ", - подчеркнул Иларион.
Между тем от священнослужителей РПЦ можно услышать и совершенно другие высказывания. Так, например, православный священник и публицист Николай Булгаков написал два года назад в православной газете "Русь державная", что правда об Иосифе Сталине до сих пор сокрыта, а сам же советский лидер стал жертвой хрущевско-перестроечной пропаганды.
"О сталинском периоде нашей истории во всеуслышание никогда не говорилось правды. И не только у нас, но и за границей, в эмигрантской литературе", - заявил Булгаков.
Напомним также, что в 2008 году организация "Коммунисты Петербурга и Ленобласти" предложила канонизировать Иосифа Сталина. Тогда же настоятель храма в Стрельне под Санкт-Петербургом игумен Евстафий (Жаков) выставил у себя в приходе изображение Иосифа Сталина и предложил прихожанам почитать его как икону. "Вождь народов" изображен там с почитаемой Церковью праведной Матроной Московской. По легенде Сталин встречался с ней осенью 1941 года. Святая Матрона якобы сказала вождю: "Ты один останешься в городе. Всех отправляй, а город не сдавай. И не сдашь". Как отмечали наблюдатели, несмотря на то, что нимбом на изображении наделена только старица, генеральный секретарь ВКП (б) в привычной шинели выглядел там весьма одухотворенно.
Священноначалие Русской православной церкви тогда осудило настоятеля, поскольку он совершил дисциплинарное нарушение, поместив в храме неканонический образ. Игумен затем попросил освободить его от должности.
Попытка говорить о заслугах Сталина перед Русской церковью была сделана и лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, который отметил позитивный пример Иосифа Сталина, сделавшего "многое для возрождения православия в нашей стране". Правда, на это заявление быстро откликнулась "Комсомольская правда".
Газета написала, что упомянутый Зюгановым "позитивный пример" вряд ли может быть подтвержден реальными событиями. Репрессии большевиков против РПЦ начались сразу же после революции. Однако они переросли в войну на уничтожение РПЦ как организации с середины 1930-х годов, когда власть бывшего семинариста Джугашвили, ставшего великим вождем всех народов Иосифом Сталиным, была уже безраздельной.
РПЦ воспринималась как "социально опасный элемент", которому места в "светлом будущем" не отводилось.
Уже в 1934 году были арестованы шесть епископов, в 1935 году - 14, а в 1936 году число арестованных архиереев достигло 20. В результате 10 мая 1935 года митрополит Сергий, старавшийся идти на все возможные и невозможные компромиссы с советской властью, был вынужден распустить Временный патриарший синод.
Начиная с 1937 года в рамках "выработки нового законодательства о религиозных культах" были созданы спецкомиссии по стране с целью проведения массовых репрессий. Жизнь приходов контролировалась инспекторами по наблюдению и сексотами НКВД, которые обязаны были докладывать обо всех особенностях церковной жизни, даже о том, "куда расходятся деньги, полученные за просвирки и свечи". При малейшем подозрении в нарушении установленных правил или по любому, самому нелепому доносу священника арестовывали, а храм закрывали. Храмы вообще закрывали в массовом порядке, часто без всяких предлогов. Использовали их в лучшем случае под учреждения культуры и науки, в худшем - под амбары и склады.
В 1935 году только в советской России (без учета других республик СССР) было 25 тысяч действующих церквей. Уже на 1 апреля 1936 года в стране оставалось 15 835 храмов. В 1937-м было закрыто еще восемь тысяч церквей, в 1938-м - еще примерно шесть тысяч. По современным данным, на момент начала войны из дореволюционных российских храмов действовало примерно 350-400. И хотя официально вплоть до 1941 года в стране числилось пять тысяч православных общин, 90% из них не действовало из-за отсутствия священника. Правда, многие священнослужители ушли в подполье и окормляли верующих тайно. Но и там их настигал сталинский террор.
Именно Сталин санкционировал истребление духовенства с целью "физического сокрушения православия". По приказу наркома внутренних дел СССР Ежова за номером 00447 от 30 июля 1937 года церковники были поставлены по степени опасности для советского общества на второе место после кулаков.
Были установлены региональные квоты на репрессии на основе социального происхождения. Только в 1937 году были расстреляны 60 епископов. Рядовых священников репрессировали тысячами. Точное число трудно установить до сих пор. По разным данным, жертвами репрессий только начиная с середины 30-х годов до конца сталинского правления стали от 200 до 300 епископов. Общее число представителей духовенства РПЦ, ставших жертвами репрессий, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий 1995 года насчитывает в 200 тысяч (всего 500 тысяч "религиозных" репрессированных, включая уже представителей всех конфессий). Многим историкам эта цифра кажется завышенной: такого числа священнослужителей в России не было и до революции. Видимо, сюда попали еще и миряне. Так, уже по данным Комиссии по реабилитации Московской патриархии, к 1941 году были репрессированы за веру 350 тысяч человек, из них 140 тысяч священнослужителей. 150 тысяч человек пострадали в 1937-1938 годах, из них 80 тысяч расстреляны.
Протоиерей Георгий Митрофанов указывает другие цифры: в 1937-1941 годах по религиозным делам были репрессированы 172 тысяч человек, из них 116 тысяч человек расстреляны. На основе сопоставления всех этих данных можно представить себе порядок цифр.
Лишь в условиях войны, когда страна стояла на грани поражения, Сталин смягчил политику в отношении РПЦ. Однако, по словам автора публикации в "КП", вряд ли это можно назвать "возрождением православия", как это делает Зюганов. Советское руководство и после Сталина вплоть до перестройки никогда не отменяло цели создания безрелигиозного общества.