"Этот процесс ускорился, - отмечает ученый, - когда в феврале 1999 года Аслан Масхадов подписал указы, приостановившие законодательные функции чеченского парламента и предписавшие переход к законам шариата на всей территории Чечни". "Это дало возможность радикальным исламистам, таким, как ваххабиты, открыто действовать в республике и использовать ее для распространения своей деятельности на другие регионы и в качестве убежища в случае преследования в других республиках Северного Кавказа. К этому моменту ваххабизм утвердился в Чечне, хотя официально численность его последователей оценивалась не более чем в 10 процентов населения республики", - считает Геннадий Чуфрин.
По мнению ученого, распространение ваххабизма как в Дагестане, так и в Адыгее, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии не может рассматриваться лишь как результат деятельности его сторонников в Чечне. Главные центры ваххабитского учения расположены в Афганистане, Пакистане, Саудовской Аравии и Турции, где более 1500 молодых дагестанцев и 2500 жителей других регионов Северного Кавказа прошли интенсивную теоретическую и военную подготовку," - отмечает российский специалист.
Аналитическая статья Геннадия Чуфрина "Россия: сепаратизм и конфликты на Северном Кавказе" опубликована в ежегоднике Стокгольмского международного института по исследованиям проблем мира "СИПРИ-2000". Как заявил в понедельник корреспонденту ИТАР-ТАСС ученый секретарь Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Валерий Лебедев, подготовленное совместное издание этой книги на русском языке поступило для продажи в сеть магазинов издательства "Наука".