"Современная религиозность – это "богословие шведского стола", - считает Майкл Линдсей, специалист по социологии религии из Университета Райса. – Это кризис организованного, церковного христианства, которое широко распахивает парадный вход для новообращенных, а для выхода отводит неприметную дверку с черного хода".
"Хотите посмотреть, как работает действительно свободный рынок? Поглядите на конкуренцию религий в США", - вторит ему Луис Луго, директор Форума Pew Research.
Исследовательский центр в 2007 году провел исследование "Текучая вера: Изменения в религиозном самоопределении американцев" на основе опроса 35 тысяч человек. Тогда выяснилось, что 44% американцев ушли из той веры, в которой выросли.
В 2009 году 2800 респондентов опросили вновь, сосредоточившись на тех, кто резко менял веру: бывших католиках, бывших протестантах, на тех, кто перешел из одной протестантской конгрегации в другую, и на выросших в нецерковных семьях, а ныне относящих себя к определенному вероисповеданию. Оказалось, что религиозная "текучка кадров" даже больше, чем предполагалось: по крайней мере каждый шестой из тех, кто ныне принадлежит к вере своего детства, покидал ее, но впоследствии вернулся. Почти две трети из тех, кто был воспитан в католичестве или протестантизме, а ныне себя ни к какому вероисповеданию не относит, меняли веру по меньшей мере дважды. 32% бывших протестантов, а ныне нецерковных, сказали, что переменили вероисповедание три раза или больше.
Религиозные искания связаны и с возрастом. Большинство тех, кто оставил веру своего детства, сделали это до достижения 24 лет, а к своей нынешней вере пришли до 36-летнего возраста.
Тех, кто в итоге остался вне любых деноминаций, становится все больше: сейчас "нецерковными" называют себя 16% американцев, и 7% выросли в нецерковных семьях. При этом атеистов и агностиков – всего 4%, а треть "нерелигиозных" прямо говорит, что просто не нашли себе религии по своему вкусу.
Джон Грин, политолог из Экронского университета (штат Огайо), называет большую часть "нецерковных" "неудовлетворенными потребителями". "Большинство из них не имеет ничего против религии в принципе. Им просто не понравилась та вера, которую они разделяли, или они разуверились в ее учении", - поясняет он.
Примерно половина "нецерковных" считает приверженцев организованных религий лицемерами, людьми неискренними и неглубокими. Многие также полагают, что все Церкви уделяют слишком много внимания всевозможным правилам, или считают, что религиозные деятели слишком любят деньги и власть. Около четверти бывших католиков покинули свою Церковь в том числе и из-за скандала с совращениями малолетних представителями католического духовенства.