Документальная 59-минутная лента, снятая в Марокко в 2012 году, признана Первомайским районным судом Бишкека экстремистской и оскорбляющей чувства мусульман.
Как сообщает информагентство 24.kg, с заявлением о запрете показа фильма обратился муфтий Рахматулло ажы Эгембердиев, который посчитал, что документальная картина "выставляет ислам в неприглядном виде на примере людей, не имеющих ничего общего в целом с религией". Госкомиссия по делам религий при правительстве республики вынесла экспертное заключение, что фильм содержит признаки возбуждения религиозной вражды и унижения мусульман
- "В фильме упоминается потомок-гей пророка Мухаммеда"
- Организаторы фестиваля все равно намерены показать фильм
Как сообщил инспектор Госкомиссии по делам религий Денис Пышкин, фильм запрещается к показу, тиражированию и распространению на территории Кыргызской Республики.
"Цель этого фильма - дестабилизация обстановки в стране", - цитирует Пышкина АКИpress. Следить за тем, чтобы фильм нигде не был показан в Киргизии, будет Госкомитет нацбезопасности.
Организаторы фестиваля все равно намерены показать фильм
Однако, как заявила информационному агентству одна из организаторов VI Международного фестиваля документальных фильмов по правам человека, глава правозащитного центра "Граждане против коррупции" Толекан Исмаилова, "мы покажем фильм "Я - гей и мусульманин".
По ее словам, заключение Госкомиссии по делам религий по фильму не является экспертным. Кроме того, иск Генеральной прокуратуры в Первомайском суде Бишкека был рассмотрен без представителей ответчика.
Поэтому, как заявила Исмаилова, действия сотрудников Госкомитета нацбезопасности, которые захотят воспрепятствовать показу фильма, будут являться незаконными.
"Нам говорят, что, если мы покажем фильм, то нас будут судить по 299 статье УК КР ("Разжигание межрелигиозной вражды"). Мы не должны идти на поводу у радикалов. Мы не можем не говорить о проблемах некоторых групп, включая геев, которые живут среди нас и имеют такие же права", - заявила правозащитница.
Активист-правозащитник и политолог Сыйнат Султаналиева назвала запрет фильма "патриархальным". "Мы - люди в здравом уме и твердой памяти, и можем сами решить, что для нас вредно, а что - нет, что нас унижает и оскорбляет как религиозных людей, а что - нет", - заявила она.
"История с запретом фильма - существенный проигрыш светского Кыргызстана. Молчание на этот запрет означает, что клерикалы на этом не остановятся, пойдут дальше. Глядишь, уже будем жить по шариату", - говорит зритель фестиваля Джошик Мурзакметов, отметив, что запрет не соответствует Конституции Кыргызстана, согласно которой республика является светским государством.
"В фильме упоминается потомок-гей пророка Мухаммеда"
Согласно синопсису, документальный фильм "Я - гей и мусульманин" посвящен теме прав гомосексуалистов в исламском мире. Для создания фильма режиссер Крис Беллони провел большую часть 2011 года в Марокко, где гомосексуализм карается законом.
Фильм показывает марокканцев, приверженцев однополой любви, которые в течение жизни занимаются изучением своей религиозной и сексуальной идентичности. Мужчины делятся своими личными переживаниями перед камерой, открыто говорят о своей однополой любви и рассказывают о том, как им приходится скрывать свою тайную сторону жизни.
По словам главы аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыра Маликова, показ такого фильма может спровоцировать мусульманскую общину Кыргызстана.
"Возможно, автор фильма не имеет цели оскорбить религиозные чувства мусульман, но в фильме идет настойчивое привязывание проблемы нетрадиционной сексуальной ориентации к исламу... В фильме упоминается потомок-гей пророка Мухаммеда (мир ему), и что это нормальное явление... Настойчивая привязка вопроса о нетрадиционной ориентации к исламу путем провоцирующих вопросов, пример выбора между совершением хаджа в Мекку или поиска партнера. При этом гей выбирает поиск партнера... Скрытый призыв и реклама гей-ориентации путем описания секс-наслаждения в однополых контактах со стороны геев", - пересказал некоторые сцены фильма Маликов.