"Обвинение евреев в ритуальном убийстве - один из самых древних антисемитских наветов. Он многократно служил причиной преследований, жертвами которых становились сотни и тысячи человек. Но каждый раз, когда эти обвинения рассматривали люди, не зараженные антисемитскими предубеждениями, выяснялось, что этот навет лжив", - цитирует заявление Бороды "Интерфакс".
Вопрос о ритуальном характере убийства царской семьи стал предметом обсуждения на конференции "Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия", которая состоялась под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сретенском монастыре. Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) в своем докладе сообщил, что этой версии придерживается значительная часть церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом. "У нас самое серьезное отношение к версии ритуального убийства. Более того, у значительной части церковной комиссии нет сомнений в том, что это так и было", - сообщил архиерей, который является секретарем церковной комиссии.
Шевкунов подчеркнул, что эта версия должна быть доказана и обоснована. "Это надо доказать и обосновать. То, что императора, пусть даже и отрекшегося, убивают таким образом, то, что жертвы были распределены по убийцам, о чем свидетельствует [Яков] Юровский (один из участников расстрела. - Прим. NEWSru.com), и что многие хотели быть цареубийцами, уже это говорит о том, что для многих это был особый ритуал", - пояснил епископ Тихон.
Между тем Следственный комитет планирует выяснить, не являлся ли расстрел царской семьи ритуальным убийством. Об этом на конференции сообщила старший следователь по особо важным делам СК РФ Марина Молодцова. "Следствием планируется назначение психолого-исторической судебной экспертизы для разрешения вопроса, связанного в том числе и с возможным ритуальным характером убийства царской семьи", - сказала сотрудница СКР.
Еврейский лидер, комментируя эти высказывания, напомнил, что "иудаизм, будучи первой религией, отменившей человеческие жертвоприношения на самой заре своего возникновения, в принципе не знает понятия ритуального убийства".
Александр Борода также указал, что в отношении убийства семьи Николая II "подобный навет" уже возникал в 1990-е годы, но проверка прокуратуры "еще раз подтвердила его бездоказательность".
Стоит отметить, ни епископ Егорьевский, ни представитель СКР, говоря о предполагаемом ритуальном убийстве Николая II и его близких, не ставили вопрос о том, что расстрел был осуществлен в соответствии с традициями иудаизма. При этом ранее исследователи неоднократно высказывали мнение о религиозном характере марксизма-коммунизма. Так, например, философ Николай Бердяев отмечал строгую догматическую систему советской идеологии, разделение на ортодоксию и ересь, неизменяемость философии, жесткое разделение на верных и неверных, тоталитаризм, истребление еретиков и другие признаки религии.
"Религиозным является и учение о скачке из царства необходимости в царство свободы. Это есть ожидание преображения мира и наступления Царства Божьего. Устарелая марксистская Zusammenbruchtheorie, которая утверждает, что положение рабочих становится все хуже и хуже и вся экономика идет к неотвратимым катастрофам, напоминает апокалиптический взрыв этого мира", - писал Бердяев.
Что касается жертвоприношений в иудаизме, то концепция принесения жертвы Богу предполагала два основных мотива - благодарение и очищение от грехов. Ни один из этих мотивов не коррелирует с действиями большевиков.