"Надо заметить, что Русская православная церковь полностью отделена от государственного аппарата, наши священники не участвуют в деятельности органов государственной власти, политических партий и движений", - говорится в письме главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) госсекретарю США Кондолизе Райс, текст которого распространен сегодня, сообщает "Интерфакс-Религия".
Глава ОВЦС МП подчеркнул, что это, наряду с отсутствием государственного финансирования религиозной деятельности, "является красноречивым свидетельством независимости Церкви от государства".
"Факт предоставления Патриарху Алексию II почетного места во время выступления президента Российской Федерации с посланием Федеральному Собранию не порождает каких-либо конкретных последствий в церковно-государственных отношениях", - добавил митрополит Кирилл.
Одновременно он выразил сожаление в связи с тем, что еще далеко не во всех сферах государство пошло на установление с Русской церковью таких отношений, которые способствовали бы наилучшей реализации религиозных свобод граждан.
Так, по его словам, до сих пор отсутствуют регулярная капелланская служба в армии и местах заключения, институт посольских священников. "При этом институт капелланства, как показывает опыт США и других государств, не противоречит принципу отделения Церкви от государства", - отметил иерарх.
В то же время, комментируя выводы, сделанные в докладе властей США, митрополит признал, что в России есть проблемы с реализацией религиозной свободы, а ситуация с выставкой "Осторожно, религия!" "стала явным примером разжигания религиозной розни и оскорбления чувств верующих людей".
Митрополит Кирилл также выразил недоумение тем, что госдеп назвал пробуксовку введения "Основ православной культуры" в программу школ "достижением в области религиозной свободы". Между тем, подчеркнул он, именно этот предмет позволил бы "стимулировать уважение к религиозным взглядам, вернуть людям нравственную основу жизни, разрушенную в советское и постсоветское время".
Митрополит также выразил недоумение тем, что докладчики констатировали отсутствие "движения по продвижению межрелигиозного диалога".
По его словам, оценивая ситуацию в России, авторы доклада обратились к организациям, которые не обладают достаточным знанием в этой сфере или представляют интересы узких групп, а не формирующегося гражданского общества в целом, в то время как Русская церковь не получала каких-либо запросов от составителей этого документа.