"Российский буддизм — это не экзотика, не что-то далекое и восточное. Хотя это первый визит Кармапы в Россию, но еще в XIII веке калмыки (тогда называвшиеся ойратами) получали передачу Учения от Второго Кармапы — Карма Пакши (Бакши). То есть исторически калмыки имеют давнюю связь с Кармапами и школой Кагью. Именно поэтому одним из ритуалов Кармапы в Элисте станет посвящение на Карма Пакши. Конечно же, приезд Кармапы — знаменательное событие, прежде всего, для практикующих — для его учеников и для всех людей, интересующихся буддизмом. Но и для всей страны это большое благословение", — считает президент Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью Александр Койбагаров.
В Улан-Удэ (Бурятия) Кармапа XVII Тринле Тхайе Дордже даст посвящения на Гуру Ринпоче и проведет церемонию Обещания Бодхисаттвы. Его Святейшество также посетит Иволгинский дацан, где сможет лицезреть буддийскую святыню — нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова. "Высокие учителя — это перерождения, они несут в себе знание. Семнадцатый Кармапа — человек, который реализовал себя в 17-ти жизнях как просветленный учитель, как Будда. Это особая благая карма, и каждый буддист должен это ценить, к какой бы школе он себя ни относил. Все буддисты России ждут приезда Его Святейшества", — говорит Янжима Васильева, директор Института Пандито Хамбо-ламы Итигэлова в Улан-Удэ.
В рамках программы в Санкт-Петербурге Кармапа посетит Буддийский дацан, где состоится торжественный прием в его честь. Он также приглашен в Государственный Эрмитаж для ознакомления с художественными коллекциями, в особенности фондами буддийского искусства отдела Востока.
"Это совершенно сказочный сюжет: десятый Кармапа был великим художником и скульптором, и в Эрмитаже хранятся две его работы: тханка (изображение на шелке) Будды Шакьямуни и скульптура Авалокитешвары — Будды Сочувствия (рус. Любящие глаза, тиб. Ченрези). И вот Семнадцатый Кармапа через 400 лет приезжает посмотреть на свои работы в замечательной сокровищнице Российского искусства. Все семнадцать воплощений Кармапы, которого еще именуют "Царем йогов Тибета" или "Драгоценностью, исполняющей желания", известны своими необычными способностями. Добрые пожелания, сделанные рядом с Кармапой, сбываются, а вокруг него всегда происходят удивительные вещи. Мы надеемся, что и на этот раз что-то произойдет", — говорит Александр Койбагаров. br>
Буддизм. Историческая справка
Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной России относятся к VIII веку н.э. и связаны с государством Бохай, которое в 698-926 гг. занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны.
Второе проникновение буддизма в Россию произошло в XVI – XVII веках, когда племена кочевников из западной Монголии – сами себя называвшие ойратами, а другим известные как калмыки – пришли в Поволжье через Сибирь. Ойраты приняли тибетский буддизм еще в XIII веке, и первоначальные посвящения они получали от лам "красношапочных" школ Кагью и Сакья. Позже, из-за особенностей политической ситуации в Тибете, они большей частью перешли в Гелуг – школу Далай-лам.
С XVII века тибетский буддизм распространился и в Бурятии – сюда он пришел благодаря местным подвижникам, которые обучались в Тибете, главным образом в монастырях Гелуг, и затем приносили Учение Будды в свою страну.
В 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан одной из российских религий.
Веками буддийская культура развивалась на территории России. Наличие буддийских регионов в составе империи и непосредственная близость других стран с буддийской культурой во многом способствовали тому, что в XIX – начале ХХ века в России сформировалась одна из самых сильных в мире востоковедческих школ. В университетах Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Харькова, а также других крупных научных центрах открывались кафедры санскритологии, тибетологии, синологии, переводились важнейшие буддийские трактаты, снаряжались экспедиции в Азию. Труды В.П. Васильева (1818 – 1900), Ф.И. Щербатского (1866 – 1942), Е.Е. Обермиллера (1901 – 1935) и других выдающихся отечественных востоковедов служат образцом для ученых всего мира. При активном содействии ведущих буддологов, знати и общин Бурятии и Калмыкии, а также поддержке царского правительства бурятский лама Агван Дорджиев в 1915 году построил дацан (буддийский храм) в Санкт-Петербурге.
В трудные 30-е годы ХХ века наступил период гонений на буддизм и буддологию как науку. Многие ламы и монахи погибли в лагерях, все храмы и монастыри были закрыты или разрушены. Почти на два десятилетия в России полностью прекратились какие-либо буддологические исследования.
Частичное возрождение буддизма и буддологической традиции началось в 50-60-е годы, но на официальном уровне они были реабилитированы лишь на рубеже 80-90-х годов. В 1989 г. создается группа буддологии Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН под руководством В.И. Рудого – первое со времен Щербатского официально оформленное буддологическое направление. С тех пор появились также другие отделения и кафедры буддологии в нескольких университетах, и процесс восстановления востоковедческой науки в целом идет все быстрее. Одновременно в Бурятии, Калмыкии и Тыве восстанавливаются уцелевшие буддийские храмы и открываются новые, при монастырях создаются учебные заведения, приглашаются ламы из-за рубежа. В большинстве крупныx городов возникают буддийские центры с полиэтническим составом. В настоящее время в России представлены многие буддийские школы: Тхеравада, японский и корейский дзэн, несколько направлений Махаяны и практически все существующие в мире школы тибетского буддизма. Согласно последней переписи населения, около 900 тысяч россиян называют себя буддистами. br>
Что означает в буддизме духовный сан "Кармапа"
Кармапа — буквально переводится с тибетского как "Господин Кармы". Первый сознательно перерождающийся Лама Тибета и духовный глава Кагью, Кармапа воплощает активность всех Будд. Его появление было предсказано Буддой Шакьямуни в Самадхираджа и Ланкаватара сутраx. Каждый Кармапа в конце своей жизни оставляет письмо или устные наставления о том, где можно будет найти его следующее воплощение. Также утверждается, что, родившись вновь, Кармапа помогает себя узнать, заявляя в раннем детстве: "Я — Кармапа". Вплоть до сегодняшнего дня было семнадцать перерождений этого великого духовного учителя.