Речь идет о самой, наверное, необычной московской церкви. Журналист Антон Красовкин, описывая в своем блоге, нависшую над ней угрозу, называет ее "единственным в мире театральным храмом". И это не случайно: церковь Сретения Господня сооружена на крыше столичного театра "Школа драматического искусства".
Воздвигнут этот домовый храм был в соответствии с распоряжением мэра Москвы Юрия Лужкова (на сайте NEWSru.com сообщалось об этом еще в декабре 2006 года).
"Домовую церковь во имя Сретения Господня предполагается возвести по предложению патриаршего подворья Высоко-Петровского монастыря и театра "Школа драматического искусства", а также в связи с обращением правительства Москвы и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на крыше театра по адресу улица Сретенка, дом 19", - рассказали тогда РИА "Новости" в городской администрации, представитель которой уточнил, что с учетом необычного места расположения храма, он будет возводиться из легких конструкций.
Строительство этого культового здания осуществлялось за счет собственных средств общиной московского театра "Школа драматического искусства", руководимого режиссером Анатолием Васильевым, а также пожертвований.
Как пишет Антон Красовкин, элементы конструктивные элементы выполнялись по какой-то сложной технологии: "под давлением или в кипятке гнули древесину, чтобы апсида была круглой, как замковая башня, оконщики подгоняли окна, стеклодувы выдували уникальные объемные изразцы. Русские и сербские иконописцы писали иконы".
Но главное, подчеркивает журналист, – "строилось не здание. Вокруг игумена Даниила (Ишматова) строился приход. Известно же, что Церковь не в бревнах, а в ребрах живет". В церковь ходили многие артисты, сам Анатолий Васильев, художники, профессора.
В итоге, рассказывает Красовкин, людей стало так много, что на великие праздники приходилось уговаривать пришедших идти в другие – большие – храмы. "Прихожане едва ли не жребий тянули, чтоб оказаться в этой маленьком храмике, снаружи чем-то напоминающем будку Карлсона. Что поделаешь – церковь-то размером с двухкомнатную хрущевку".
Теперь этот единственный в мире театральный храм находится под угрозой закрытия. Его могут переоборудовать в склад декораций. Или – что вероятней – в бар.
Как отмечает журналист, когда эта церковь только строилась, Патриарх Алексий II благословил создание прихода, а мэр Лужков распорядился приписать ее Высоко-Петровскому мужскому монастырю, наместником которого в тот момент был архимандрит Иоанн (Экономцев).
Однако пока шло оформление бумаг, новым наместником стал епископ Зарайский Меркурий.
По словам Антона Красовкина, епископ, приехав в храм с инспекцией, заметил: "Кому приход, а кому – расход".
Он отсоветовал директору театра Алексею Малобродскому регистрировать общину, посоветовав обратиться к Патриарху за благословением служить 4 раза в год: на открытие и закрытие сезона, на Пасху и Рождество. Завершил же епископ инспекцию словами: "А лучше – закройте просто".
Как, недоумевая, замечает Антон Красовкин, "храм закрывают не революционные матросы, не чэка, не наркомпросвет и даже не сэс с мозгазом. Храм советует закрыть архиерей Русской православной церкви, который помимо прочего возглавляет Синодальный отдел Религиозного образования и катехизации.
По словам журналиста, в глазах невоцерковленного директора театра, епископ олицетворяет почти что саму Церковь - ее властного представителя. И, похоже рекомендация православного иерарха позволит ему облегчить административную жизнь: не будут прихожане пропускной режим нарушать.
Между тем, члены необычной общины готовят обращение к Патриарху Кириллу с просьбой благословить создание самостоятельного прихода храма Сретения Господня при театре. Подписи под ним поставят артисты, режиссеры, художники, студенты мастерской, простые прихожане. Им не понятно, почему в МГУ, Телецентре или Счетной палате домовый храм существовать может, а в театре на Сретенке - нет.