Как уже сообщалось выставку решили завершить раньше предусмотренного договором между музеями времени, после того как в ночь с 18 на 19 февраля неизвестными были разграблены запасники Музея истории Киева.
25 февраля в Киев приехали сотрудники музея имени Андрея Рублева и приступили к демонтажу выставки.
Напомним, что наблюдатели тогда высказали предположение, что решение о досрочном закрытии выставки могло быть связано с общественно-политической ситуацией на Украине. Первоначально планировалось, что экспозиция будет открыта для зрителей до конца марта.
Как отмечается в публикации на сайте "Радио Свобода", в российской прессе в дни, когда события в украинской столицы достигли апогея, прозвучало немало упреков в адрес руководства Рублевского музея, которое упрекали в том, что оно не дорожит национальным достоянием. Говорилось, что 30 бесценных икон были отправлены в неспокойный Киев, хотя от Майдана до Софийского собора всего 700 метров.
Между тем, как рассказал директор музея имени Андрея Рублева Геннадий Попов, сегодня все экспонаты киевской выставки уже прибыли на российскую таможню и после соблюдения необходимых формальностей в ближайшие два-три дня иконы окажутся в родных стенах.
"Абсолютно все благополучно. Ничто не пропало и ничто не пострадало. В выставочном зале Софийского заповедника очень хороший температурно-влажностный режим. Никаких эксцессов ни при упаковке, ни при транспортировке в аэропорт не было. Как это всегда бывает в таких случаях, перед открытием выставки в Киев выезжал наш реставратор посмотреть, в каком состоянии вещи прибыли. Сейчас он вновь туда ездил, помогал с таким ответственным делом, как упаковка", - рассказал Попов "Радио Свобода".
По его словам, украинские коллеги с пониманием отнеслись к досрочному закрытию выставки, хотя это исключительный для международных проектов случай.
"Вообще-то договор предполагает при сокращении сроков выплату неустойки. Я хочу поблагодарить принимающую сторону. Выставка давно готовилась, она была приурочена к 1025-летию крещения Руси, для нее долго выбиралось подходящее место. Открытие в декабре прошло нормально, и, если судить по прессе, она пользовалась некоторым успехом, несмотря на всю эту ситуацию на Майдане. Но в какой-то момент наше руководство решило, что не стоит рисковать, вот и пришлось взять ее на две с небольшим недели раньше", - рассказал Геннадий Попов.
Когда выставку только ввозили на территорию Украины, там уже был Майдан, отметил он. По его мнению, "внемайданные" риски были несколько преувеличены. "В то время стоило выйти на другую улицу, и ничего такого, что позволяло бы опасаться за судьбу произведений, не происходило", - приводит слова директора "Радио Свобода".
Однако когда случилось обострение, выставку велели вывезти.
"Поймите, все-таки это мероприятие межгосударственное, отнюдь не все решается на нашем уровне. Я не могу сам, без каких-то дополнительных рекомендаций поехать и забрать. Я директор музея, я им руковожу, но я не его владелец. Он государственный. И это межгосударственная политика. Хотя, честно говоря, пока груз не пришел в Москву, я не ложился спать", - рассказал Геннадий Попов, отметив при этом, что, в принципе, каждую выставку сопровождает волнение.
Согласования, касающиеся закрытия и вывоза выставки, по словам директора, шли на уровне министерства иностранных дел, а сотрудники российского посольства наблюдали за всеми передвижениями.