"Я очень рад, что интерес к буддизму в традиционно буддийских регионах России (Бурятия, Тува, Калмыкия) растет. Люди находят в буддизме что-то созвучное их нуждам. Я также усматриваю хороший знак в том, что сегодня на учения приезжают не только буддисты из России, но также из Китая, Кореи, Японии. И число паломников из этих стран тоже растет с каждым годом", - отметил Далай-лама.
По его словам, "раньше те, кто называли себя буддистами, больше стремились получить "благословение", "их больше заботила ритуальная сторона, а не изучение буддизма". "Сейчас ситуация постепенно меняется, и это очень обнадеживает", - признал духовный лидер тибетского буддизма.
Он призвал "максимально задействовать свои умственные способности" в буддийской практике, "проводить собственные исследования".
"Главный источник наших проблем - эмоции. Как с ними справиться? Буддизм предлагает, как можно эффективнее использовать свои умственные способности, чтобы преобразовывать негативные эмоции. Так что изучение буддизма - это очень важно", - подчеркнул Далай-лама.
Обращаясь к жителям буддийских регионов, он отметил, что буддизм - это религия их предков, и напомнил, что в последние несколько столетий между буддийскими районами России и Тибетом существовали очень тесные связи.
"Многие замечательные буддийские учителя и философы были родом из этих мест (пришли в Тибет с российских территорий). Некоторые из них оставались в Тибете до конца своих дней и становились настоятелями важнейших буддийских монастырей", - сказал Далай-лама.
По его словам, до революции в России Далай-лама XIII (умер в 1933 г.) поддерживал контакты с российским царем, и в Норбулинке (летней резиденции Далай-лам в Лхасе) хранятся царские подарки. "Один из них - перстень. Не самый удачный подарок, ведь Далай-лама - монах и не может носить подобные украшения. Это был очень красивый перстень, с бриллиантами, а в центре - портрет самого царя", - рассказал Далай-лама.
Духовный лидер буддистов призвал также последователей различных вероисповеданий изучать другие религиозные традиции и предлагаемые ими способы "воспитания любви" и самодисциплины, чтобы предотвратить религиозную дискриминацию и насилия на почве религии на планете.
"Я считаю, что для установления гармоничных отношений между религиями необходимо изучать другие религиозные традиции. Изучать способы, которые они предлагают для воспитания любви, сострадания, умения прощать, терпимости, самодисциплины. Если вы будете больше изучать другие традиции, то увидите, что между ними есть много общего", - сказал Далай-лама.
Отвечая на вопрос о волне преследований христиан, прокатившейся в последние годы по миру, особенно по Ближнему Востоку, Азии и Африке, духовный лидер тибетского буддизма отметил, что "среди христиан есть замечательные люди, и среди мусульман тоже, и в любой религиозной общине всегда много очень хороших людей", но встречаются и "никуда не годные", и "буддисты не исключение". И "здесь нельзя делать обобщения", распространяя негативные суждения на какую-либо религиозную традицию в целом.
"Так что, в первую очередь, мы должны больше узнавать друг о друге. И не только из книг. Мы должны встречаться с людьми, искренне практикующими другие религии, просить их поделиться с нами своим опытом глубоких духовных переживаний. Я сам постоянно встречаюсь с серьезными последователями других религий - с мусульманами, христианами, индуистами, от них я узнаю об их глубоком духовном опыте и нахожу много общего с моей собственной практикой", - поделился буддийский мыслитель.
По его словам, когда люди разных вер видят, что их религии объединяют схожие ценности, у них появляется взаимное уважение, они начинают учиться друг у друга. В ситуации же изолированности возникает недоверие. "И тогда... некоторые люди могут воспользоваться религией для удовлетворения собственных политических или экономических амбиций", - предостерег Далай-лама.
Вторым важнейшим шагом к достижению гармонии он считает искренность убеждений. "Вам не нравится религия, прекрасно - оставайтесь неверующим. Но будьте при этом хорошим, отзывчивым человеком. Но если вы принимаете религиозную веру, то должны подходить к этому со всей серьезностью и искренностью. А иначе, даже если вы смените повседневную одежду на монашеское одеяние, примете другое имя, но внутри у вас по-прежнему будут сильны грубые негативные эмоции, то это принесет больше проблем, чем пользы", - сказал собеседник РИА "Новости".
Он также призвал не привязываться к своей религии. "Будучи привязанным к чему-либо, вы утрачиваете непредвзятость", - отметил Далай-лама.