Этот день посвящается воспоминанию кончины Божией Матери и Ее телесного вознесения на небеса. По древнему христианскому преданию, после вознесения на небо Иисуса Христа Дева Мария жила в Иерусалиме, и Ее опекал, как сын, апостол Иоанн Богослов: "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: "Жено! Се, сын Твой" (Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 26-27).
До последнего дня своей земной жизни Она постоянно пребывала в посте и молитве, желая увидеть Сына, сидящего одесную Бога Отца. За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил, что Она приблизилась к переходу от земной жизни к блаженному успению.
Как повествует предание, в день кончины Девы Марии все апостолы были чудесным образом перенесены на облаках из разных стран земли в Иерусалим. Сам Иисус Христос с ангелами и святыми явился встретить душу Своей Матери. По воле Девы Марии Ее тело было погребено около Иерусалима, в Гефсимании, между могилами Ее родителей и Иосифа Обручника. Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Ее кончины, но тела Девы Марии в гробнице уже не было. По вере Церкви оно было взято на небо.
Последние годы земной жизни и кончина Девы Марии подробно описаны в сочинении "Об успении Богородицы" - единственном источнике, на котором основано это предание.
Согласно христианскому вероучению, после своей кончины Дева Мария была вознесена на небеса, как царица предстала одесную Сына и, приняв под свое покровительство весь человеческий род, ходатайствует за него перед Богом.
Праздник Успения восходит к первым векам христианства и в IV веке уже празднуется повсеместно. С 595-го года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день византийским императором Маврикием над персами.
В традиции Восточной церкви празднику Успения предшествует двухнедельный пост, который называется Успенским и продолжается с 1 до 15 августа (по старому стилю).
В народе Успение издавна ассоциировали с началом "бабьего лета".