Об этом он заявил РИА "Новости" на проходящей 27-29 апреля в Москве международной конференции, посвященной выдающемуся врачу и благотворителю XIX века, которая приурочена к процессу его беатификации - причисления к лику блаженных Римско-католической церкви.
"Для православного русского человека Федор Петрович Гааз - это святой человек. Свидетельство тому - то, что его почитают", - сказал митрополит Сергий.
"Студентами Московских духовных школ мы приезжали на Введенское кладбище, потому что слышали от профессоров призывы посетить его могилу и поклониться его делам, воплотившим учение Евангелия", - вспоминает православный иерарх.
По его словам, Русская православная церковь не может причислить Гааза к лику святых в силу того, что он был католиком, а "у нас нет евхаристического общения с Римско-католической церковью".
В то же время, митрополит подчеркнул, что Гааз "показал человечеству, что у нас один Христос и мы можем во Христе быть едины и неделимы, а все наш разделения и споры, кто главнее, - это все человеческое".
"В делах милосердия мы должны быть выше конфессиональных различий", а "Евангелие преображает любого человека", считает представитель РПЦ.
Еще одну заслугу доктора он видит в том, что Гааз личным примером доказал: "Православие - это та богатейшая среда, которая дает чудеса святости".
"Он приехал в Россию светским человеком и быстро разбогател. Здесь он открыл Христа и оказался востребованным в своем служении милосердия. Поэтому, несмотря на письма родственников, он больше не покинул Россию. Пребывая в конце жизни в бедности, он отказывался от повышения заработной платы", - отметил митрополит.
Глава российских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич с удовлетворением отметил интерес представителей РПЦ к фигуре доктора Гааза. "Несомненно, элемент служения может внести свой вклад в улучшение православно-католических отношений", - сказал Кондрусевич РИА "Новости".
По его словам, Римско-католическая церковь начала процесс беатификации доктора Гааза в 1998 году, он может занимать столетия, а может совсем непродолжительное время. Например, мать Тереза была канонизирована уже через пять лет после смерти.
"Сейчас продолжается этап сбора свидетельств", - сказал Кондрусевич.
Их должно быть не менее пятнадцати, и каждое включает десятки вопросов, сообщил представитель католической архиепископии, непосредственно занимающийся процессом. Он рассчитывает, что эта работа будет завершена к 2007 году.
Однако для беатификации необходимо также хотя бы одно чудо, совершенное усопшим, причем только исцеление. Пока такого факта не зафиксировано. "Только после чуда мы сможем направить документы в Ватикан", - отметил собеседник агентства.
Архиепископ Кельна кардинал Иоахим Майснер выразил надежду, что московский форум "откроет охладевшему от веры миру дела милосердия Фридриха Йозефа Гааза и ускорит процесс его беатификации".
Кто был доктор Гааз
Федор Петрович Гааз (Friedrich Josef Haas) родился в 1780 году в городе Мюнстерайфеле под Кельном, на территории Пруссии, в семье аптекаря.
Получив степень доктора медицины, в 1806 году он впервые ступил на российскую землю по приглашению княгини Репниной, которую вылечил от тяжелой болезни. Вскоре доктор Гааз стал самым популярным врачом Москвы, посещавшим и дворцы, и самые бедные жилища. С чьей-то легкой руки его прозвали "святым доктором Федором Петровичем".
Гааз вошел в Московский тюремный комитет и до конца жизни оставался главным врачом московских тюрем. Выполняя эту миссию, он методично боролся за улучшение жизни узников. В частности, добился освобождения от кандалов стариков и больных, упразднения в Москве железного прута, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь, а также отмены бритья половины головы у женщин-арестанток. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей заключенных.
Однажды ради помилования престарелого раскольника доктор Гааз встал перед царем на колени. В другой раз отпустил с миром и деньгами на дорогу обокравшего его пациента.
"Святой доктор" боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, постоянно лечил и снабжал лекарствами бедных больных. Все его сбережения ушли на благотворительность, умер он в бедности.
В последний путь доктора Гааза провожали 20 тысяч москвичей. А на его могиле на Введенском кладбище высечен девиз, которому он следовал всю жизнь: "Спешите делать добро!".
В российских тюрьмах действуют более тысячи религиозных общин
В исправительных учреждениях России на 862 тысячи заключенных действуют более тысячи религиозных общин различных конфессий, сообщил РИА "Новости" участник конференции, посвященной доктору Гаазу, заведующий сектором Московского Патриархата по взаимодействию с правоохранительными органами священник Александр Добродеев.
"На сегодняшний день в исправительных учреждениях создано 1100 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывается более 70 тысяч верующих осужденных", - сказал священник.
По словам Добродеева, церковь взяла на себя обязанность заботиться об узниках еще на Первом Вселенском соборе в 325 году в Никее.
Сегодня, помимо храмов и молитвенных комнат, в 64 субъектах РФ организовано 228 воскресных школ, в которых учатся свыше 7,5 тысяч верующих заключенных. Всего же православные, по данным эксперта, составляют около 80% верующих арестантов. По словам Добродеева, в исправительных учреждениях действуют также более десяти мечетей.
Причем численность общин и культовых сооружений в тюрьмах растет с каждым годом. Так, в 2001 году насчитывалось 668 религиозных общин с 25 тысячами верующих (3,7% от общего числа заключенных), 307 православных храма, два католических костела, четыре мечети и три буддийских храма.
"Сейчас в России осуждены или находятся под следствием более 862 тысяч человек, из них 50 тысяч женщин, около 21 тысячи несовершеннолетних и 500 детей, которые родились в колониях и тюрьмах. И все они нуждаются не только в удовлетворении физиологических потребностей, но и в человеческом общении и духовной поддержке", - заключил Добродеев.
По словам архиепископа Тадеуша Кондрусевича, с заключенными-католиками работают несколько католических капелланов, главным образом, в Калининградской области, но пока у Католической церкви в России недостаточно подготовленных людей, да и "пробиться в тюрьмы сложно".
"Мы только начали развивать это служение и можем пользоваться богатым опытом работы Русской православной церкви. Православные священники несут в местах заключения просто героическое служение", - считает Кондрусевич.