Армянская церковь не совершала канонизацию с XVII века. Собор также утвердил единый для всей Армянской церкви чин совершения таинства крещения. Ранее в разных епархиях ААЦ таинство крещения совершалось по-разному, сообщает ИТАР-ТАСС.
На Архиерейский собор впервые с 1651 года прибыли 62 иерарха из 75 епископов и архиепископов двух армянских католикосатов - Первопрестольного Эчмиадзина (Армения) и Великого Дома Киликийского (Ливан), а также Иерусалимского и Константинопольского патриархатов ААЦ. В последний раз такой Собор проводился в 1651 году в Иерусалиме. В дальнейшем, исходя из исторических обстоятельств, не удавалось проводить подобные собрания, олицетворяющие высшую власть Армянской церкви и наделенные правом принимать решения по вопросам богословского и нравственного характера.
В день открытия Собора с речами о значимости такой встречи, а также ее целях, миссии и результатах обратились оба армянских католикоса - Гарегин II и Арам II.
Католикос Гарегин II, выступая перед участниками Собрания, в частности, отметил, что Армянская церковь чувствует необходимость реформ.
"Сложные политические обстоятельства, бедствия, геноцид, богоотступничество советских лет не позволяли по мере необходимости благоустраивать Церковь. Находясь в составе разных держав, престолы нашей Церкви действовали по-разному, зачастую исходя из навязанных правил и уставов", - цитирует его слова "Благовест-инфо".
"Находясь под игом Османской империи, Киликийский католикосат, Константинопольский и Иерусалимский патриархаты руководствовались пунктами Национальной конституции Турции, а в составе Российской империи Эчмиадзин следовал требованиям так называемого Положения Армянской церкви", - отметил Гарегин II.
"Эти обстоятельства, - сказал он, - влияли на административную деятельность Армянской церкви, что, в свою очередь, приводило к разнотолкам и даже кривотолкам. В советские годы между Эчмиадзином и Киликийским католикосатом образовалась брешь, приведшая к административному разделению. Все эти разногласия и административное разделение не давали провести единых реформ. Между тем мы на целый век отстали от возможности благоустроить Церковь, установить единые каноны".
"Пришло время консолидировать все силы и приступить к всеобщей для нашей Церкви программе благоустройства", - подчеркнул Гарегин II.
В свою очередь Киликийский католикос Арам II нашел важным, чтобы по результатам исторического Собора были сделаны определенные выводы, а в дальнейшем - конкретные действия.
"Еще в XVII веке католикос Нерсесе II Ишханци во время празднования Вардавара (Преображения Господня) с прискорбием сказал о ритуальной дисгармонии проведения праздника внутри Церкви, и в 648 году он принимает решение собрать в Двине Второй архиерейский собор, на котором был поставлен вопрос о согласовании ряда ритуальных, нравственных и богословских правил в Армянской церкви. Сегодня у Армянской церкви те же проблемы, и нам нужна действенность католикоса Нерсеса II, чтобы гармонизировать и установить единые правила внутри Церкви", - подчеркнул Арам II.
Приветствуя участников Собора, президент Армении Серж Саргсян назвал "важнейшей" инициативу Армянской церкви о канонизации жертв геноцида. "В канун 100-летия геноцида армян 1915 года в Османской империи весь наш народ озвучивает свое нет преступлениям против человечности, - сказал руководитель республики. - Это наш долг перед нашими предками, невинными жертвами и перед всем человечеством с тем, чтобы в будущем было возможно предупредить повторение нового геноцида".