Накануне в главном кафедральном соборе острова была совершена греко-российская божественная литургия с участием хора Новоспасского московского ставропигиального монастыря. Богослужение на русском и греческом языках возглавили наместник Новоспасского монастыря архиепископ Костромской и Галичский Алексий и митрополит островов Лемнос и Агиос Эфстратиос Иерофей, передает ИТАР-ТАСС.
На литургии присутствовали руководители администрации Лемноса, жители острова и российская делегация, во главе с депутатом Госдумы, верховным атаманом Союза казаков России и зарубежья, казачьим генералом Виктором Водолацким. В составе делегации – председатель попечительского совета Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин, парламентарии, члены Попечительского совета московского Новоспасского монастыря, священники, представители Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, гости из Калмыкии, дипломаты, а также хор Новоспасского монастыря и Донской казачий ансамбль танца.
В проходящих здесь "Русских днях на Лемносе" принимает также участие кинорежиссер Никита Михалков. Вместе с Еленой Чавчавадзе в рамках проекта "Русские без России" он снимает на острове документальный фильм об исходе Белой Армии из России в годы Гражданской войны и трагедии тех лет, сообщает портал greek.ru.
"Во время сегодняшней божественной литургии мы все молились с неимоверным напряжением за святейшую Русскую православную церковь и за то, чтобы Господь наполнял ее своей благодатью, - сказал по окончании службы гречесикй митрополит Иерофей. - Мы также молились, чтобы Господь поднял нас на тот духовный уровень, на котором находится Святая Русь".
Митрополит напомнил, что небольшой остров Лемнос стал местом упокоения сотен усопших здесь русских людей. "Мы чтим память о русских воинах, которые волей судьбы оказались на Лемносе, и некоторые из которых тут навечно и остались, - сказал иерарх. - Пусть они пребывают здесь в мире и спокойствии".
Осенью 1920 года на Лемнос прибыли 18 тысяч кубанских казаков генерала Фостикова, еще 8 тысяч казаков Донского корпуса, терские и астраханские станичники. Они ютились в палатках, где едва помещались целыми семьями, спали на голой земле, в лучшем случае - на тонкой подстилке из травы, напоминает канал "Вести".
Бытовые лишения усиливались полной информационной изоляцией: в лагере были лишь те газеты и книги, которые привезли еще из России. Их передавали из рук в руки, зачитывали до дыр.
На этом каменистом клочке суши, со всех сторон окруженном водой, казаки чувствовали себя как в тюрьме. Это ощущение усиливалось присутствием многочисленных французских часовых. Свободно передвигаться по Лемносу казакам строго запрещалось.
На безлесном острове со скудной растительностью не было дров для того, чтобы подогреть воду и приготовить пищу. Но казаки императорской армии держались все вместе, плечом к плечу - и российские православные, и российские мусульмане.
Ингуши, чеченцы, адыги, кабардинцы и дагестанцы - в составе дивизиона их было больше сотни человек. Они лежат на том же русском кладбище, только на отдельном участке - для мусульман.
Через Лемнос прошел крестный путь свыше 30 тысяч российских граждан - офицеров, солдат и казаков армий Деникина и Врангеля, гражданских беженцев.
Их останки покоятся на двух русских кладбищах - на Донском участке Антантовского Некрополя, где находятся 29 захоронений, и на погосте у мыса Пунда, где их еще 349. Впервые - почти за столетие - их потомки смогли приехать на это место.
Сидение на острове продолжалось больше года. В ноябре 1921-го казаков перебросили в Югославию и Болгарию, другие разъехались по миру, но история Лемноса навсегда останется особой страницей в истории Белого движения. Годы спустя ее назовут "Русской Голгофой".
С Россией Лемнос связывает не только эта трагическая страница истории. Российская делегация возложила цветы к памятнику святым мученикам - митрополиту Иерониму и учителю Козьме, замученным османскими турками в 1770 году за поддержку эскадры прославленного русского флотоводца, графа Алексея Орлова, который способствовал обретению Грецией независимости.
Приближенный российской императрицы Екатерины II граф Алексей Орлов прославился в Русско-турецкой войне 1768-74 гг. Командуя эскадрой, он разрабатывал план военно-морской экспедиции против турок в Средиземном море, а за победоносное сражение у Наварина и Чесмы с турецким флотом (1770) получил титул князя Чесменского. В Чесменском сражении в июне 1770 года российская эскадра блокировала в бухте Чесма на побережье Малой Азии турецкий флот и уничтожила его, что привело к установлению русского военного господства в восточной части Средиземноморья.