Совместное заседание комиссий Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести, по вопросам интеллектуального потенциала нации, а также по вопросам культурного и духовного наследия состоялось сегодня в Москве. В ходе заседания были приняты предложения палаты к Министерству образования и науки РФ, сообщает "Интерфакс".
"Общепризнанным является то, что в воспитании молодых людей в системе образования большую роль занимают основы религиозной культуры. Это мировой опыт человечества. Нет стран, которые бы развивались вне этого опыта", - сказал на заседании глава комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков.
Он подчеркнул, что в отличие от большинства европейских стран, Россия не имеет правовых норм о соотношении религии и образования. "У нас по этой части полный ноль", - констатировал В. Тишков.
При этом он отметил, что в подходе к преподаванию религиозных знаний в школах главными принципами должны стать взаимное уважение к различным вероисповеданиям, а также возможность выбора изучаемых предметов.
Со своей стороны, председатель комиссии палаты по вопросам культурного и духовного наследия, митрополит Калужский и Боровский Климент отметил: "Наша молодежь должна знать духовную составляющую нашего государства. Знание заповедей будет объединять. Знание духовной культуры, исторического прошлого поможет молодым людям больше любить Россию".
Он подчеркнул также, что Церковь выступает против преподавания в рамках школьной программы общего предмета по основам мировых религий и настаивает на раздельном преподавании религиозных знаний уже с начальных классов школы.
Со своей стороны замминистра образования и науки РФ Дмитрий Ливанов привел статистику, согласно которой в 58 из 79 органов образования в субъектах РФ считают, что преподавание основ религии должно вестись на факультативной основе, иметь светский характер, преподаваться светскими учителями и даже факультативно вводиться только с согласия родителей.
Он подчеркнул, что "Основы православной культуры" не может быть обязательным предметом для всех школьников. Предмет, по его мнению, может вводиться лишь в отдельно взятой школе с учетом мнения родителей и лишь в двух вариантах: либо в качестве факультатива вне основной сетки занятий с 14-летнего возраста, или как спецкурс школьного компонента по выборам.
Еще один участник заседания, член Общественной палаты, Главный раввин России Берл Лазар подчеркнул, что в школе детям нужно дать не только образование, но и воспитание. "Самый хороший вариант - чтобы дети учили не только "Основы православной культуры", еще более важное, чтобы они изучали основы всех религий", - сказал раввин.
По его словам, важно включение сведений обо всех религиях в один учебник, поскольку это даст возможность понять ученикам, "что в основе всех религий есть то, что может объединять всех граждан России".
В рекомендациях Министерству образования и науки, принятых на заседании, подчеркивается, что "добровольность и возможность выбора должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или религиозной культуры".
Авторы документа подчеркивают, что принцип светкости российского государства предполагает учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования и необходимо уважительного отношения к пониманию частью общества религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребенка.
"Преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре конкретных религий (основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма) должно осуществляться на основе добровольности их выбора и при обязательном соблюдении прав нерелигиозной части общества", - говорится в предложениях палаты.
Для несовершеннолетних учащихся необходимо обязательное согласие семьи, а для учеников старше 14 лет - согласие самих учащихся на изучение религиозных предметов, считают авторы документа.
По их мнению, необходимо предусмотреть, чтобы для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-религиоведческих учебных курсов (этика, история и т.п.), формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов.
В документе также содержатся предложения выйти с законодательной инициативой по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций.