Павел Пецци - итальянец, но, по его собственному признанию, знает Россию давно и хорошо и, кстати, является гражданином РФ. В начале 1990-х годов он 5 лет прослужил в Сибири, затем был переведен в Москву, а после этого стал ректором католической духовной семинарии в Санкт-Петербурге. В 2007 году Бенедикт XVI назначил его на епископскую кафедру в Москве.
То, что главную католическую общину России - столичную архиепархию Божией Матери возглавляет итальянец, Пецци связывает с "кадровым голодом". По его словам, местное духовенство к моменту его назначения было еще молодым, не обладало необходимым опытом. Он напомнил и о том, что в СССР все структуры католической церкви были до определенного времени закрыты, священники и епископы были либо убиты, либо сосланы. Впервые местные священники были рукоположены в конце 90-х годов.
Теперь же ситуация изменилась. Это касается как взаимоотношений с государством, так и с православными верующими. Например, католическая церковь в России не рассматривается в качестве иностранного агента, поскольку является религиозным объединением, а все религиозные организации исключены из закона об НКО. Конфликты же с православными, которые еще десять лет назад приводили к массовым антикатолическим митингам и высылке католических священников из страны, в целом удалось урегулировать.
По словам архиепископа, он осознает, что Россия не католическая страна, но это не мешает ему чувствовать себя "в неудобном месте", и его личные отношения с православной церковью, которые сложились в те времена, когда он начал служить в России, всегда были хорошие. У Павла Пецци добрые отношения с патриархом Кириллом. А отношения с его предшественником, патриархом Алексием II, он называет теплыми.
Архиепископ отвергает обвинения в прозелитизме со стороны католической церкви и предполагает, что прозелитизмом считалось само ее присутствие на православной земле после падения Советского Союза, активность католических орденов, в том числе их миссионерская деятельность. Опасения, по мнению Пецци, могли быть связаны и с тем, что в РПЦ не знали, как будут вести себя священнослужители и монашествующие, приехавшие из-за границы.
Хотя православная и католическая церкви не находятся в полном общении, но имеют одну веру - во Христа. Взаимные посещения богослужений по большим праздникам подтверждают, что у двух конфессий есть желание идти к полному каноническому общению. Фундаментальные же противоречия состоят в том, что мы не можем служить одну и ту же Евхаристию - главное христианское таинство, во время которого верующие причащаются Телом и Кровью Господа. Именно Евхаристия является знаком полного общения, полного единства. "Я не мог бы сослужить с православным иерархом, как и он не может сослужить со мною. С кем я служу Евхаристию, с тем я нахожусь в единстве", - подчеркнул католический архиепископ. Основная причина отсутствия единства, как считает Пецци, заключается в юрисдикции Римского Папы: православные не признают его главенства над всеми христианами. Хотя есть многое другое, что отличает одну Церковь от другой. С другой стороны, такое разделение можно рассматривать как разнообразие в христианстве, особенно это касается литургических обрядов. В качестве примера архиепископ привел Греко-католическую церковь, существующую в лоне Католической церкви, но придерживается восточного обряда. Однако это "не мешает нам быть в полном общении" (греко-католики признают верховенство Папы. - Прим. ред.). Поэтому, считает Павел Пецци, что касается церковного единства, то здесь "в первую очередь должен быть решен вопрос, связанный с юрисдикцией Римского Папы".
На протяжении первого тысячелетия истории христианства, по словам архиепископа, все поместные церкви признавали первенство Римского епископа. Вопрос в том, каким образом оно может сегодня служить на благо всей Церкви. Поэтому католическая церковь приглашает всех к углубленному осмыслению природы первенства в Церкви и роли Римского епископа, заявил Павел Пецци.
Касаясь того, как будут развиваться отношения между православной и католической церквами при Папе Франциске, Павел Пецци выразил уверенность, что новый понтифик будет делать все возможное, чтобы, "с одной стороны, сохранять и развивать единство католической церкви, с другой стороны - развивать все те возможности, которые могут сблизить католическую церковь с православными церквами".
Он отметил, что Вселенский патриарх Варфоломей - первый в истории православный патриарх, который присутствовал на интронизации Папы Франциска. Коптский патриарх из Александрии также побывал с визитом в Риме и участвовал в интронизации Папы. Все эти факты, по мнению собеседника "Коммерсанта", не связаны только с личными отношениями или с какими-то дипломатическими интересами. "Скорее всего, это проявление искреннего желания идти к полному общению, единству церквей. Но для этого нужно пройти определенный путь, и сколько потребуется для этого времени, сказать не сможет никто", - заявил он.
Отвечая на вопрос о том, почему за всю историю католической церкви никогда не было встречи Папы с патриархом Московским, Павел Пецци указал на то, что до XX века и с другими патриархами не было никаких встреч. "Первая встреча понтифика с православным патриархом произошла в 1964 году, когда Папа Павел VI встретился с патриархом Константинопольским Афинагором. Они тогда сняли взаимные анафемы церквей, которые действовали с момента разделения церквей, с 1054 года. Это стало возможным после Второго Ватиканского собора. После этого начались и контакты с православными патриархами. Правда, с Патриархом Московским и всея Руси Папа никогда не встречался", - отметил архиепископ.
Встретиться, по его словам, "можно хоть завтра". "Этой встрече, в принципе, ничего не мешает. Но, как говорят в Русской православной церкви, эту встречу надо должным образом подготовить, чтобы она была не просто мероприятием для галочки, чтобы она была плодотворной. И для этого нужно, наверное, сделать определенные вещи", - отметил Павел Пецци, затруднившись ответить на вопрос, какие вещи имеются в виду, но признав, что одним из препятствий могут быть проблемы, связанные с греко-католиками на Украине, которые в 90-е годы захватывали православные храмы. Но, по словам архиепископа, "все проблемы решаемы".