Сегодня только треть респондентов (36%) считают, что рост религиозности пойдет обществу на пользу, тогда как в 1990 году это мнение разделяли 61% россиян, говорится в отчете социологов, которые приводит портал "Интерфакс-Религия".
Положительный эффект лично для себя в этом случае прогнозируют 33% (в 1990 году - 41%), показал опрос.
О вреде распространения религиозных убеждений для общества в целом сегодня говорят 23% (в 1990 году - 5%), лично для себя - 18% (ранее 3%).
При этом 28% сейчас считают, что это не будет играть какой-либо роли для социума (18% в 1990 году), а 39% разделяют это мнение относительно самих себя (43% ранее).
К открытию возле своего дома церкви, молельного дома и т. п. 48% респондентов относятся скорее с одобрением, если это религиозный объект близкой для них веры. Однако когда речь заходит о здании для богослужений приверженцев иной веры, доля позитивно настроенных граждан снижается до 20%.
Против открытия религиозных зданий своей веры выступают 18%, чужой веры - 43%. Безразлично относятся к этому 28% и 31% россиян соответственно.
Социологи отмечают, что православные, как и россияне в среднем, строительство церквей скорее одобряют (54%) или относятся безразлично (23%), но в отношении других религиозных учреждений настроены уже менее позитивно (20%).
Последователи других религий также более положительно воспринимают возведение построек, предназначенных для отправления служб их духовенством (58%), но и к постройке иных храмов и т. п. относятся вполне хорошо (42%).
Опрос показал, что роль религии в повседневной жизни россиян сегодня оценивают значительно выше, чем в 1990 году: за четверть века доля тех, кто признает, что вера поддерживает их в сложных ситуациях, выросла с 23% до 55%. Доля тех, кто, говорит, что им религия в жизни не помогала, снизилась с 55% до 39%.
Комментируя результаты исследования, директор по коммуникациям ВЦИОМ Алексей Фирсов отметил, что 25 лет назад россияне переживали "бум неофитства: религиозность была не только личным убеждением, но и широкой социальной модой, связанной со снятием политических ограничений".
"Однако за четверть века случилось несколько существенных изменений, которые ослабили этот тренд... После взлета увлеченности наступил естественный период эмоционального выравнивания. При этом выросла доля тех, кто признает, что религия постоянно помогает им в личной жизни. Это означает, что религия, утрачивая свои институциональные позиции, все больше становится делом частного уклада, повседневного внимания", - сказал Фирсов.