Фото: Ольга Шуклина
Как уже сообщалось, приватизация объектов культурного наследия начнется с домовых церквей, часовен и усадеб, то есть объектов исторически "частных". Об этом накануне заявил глава "Росохранкультуры" Борис Боярсков. В Петербурге давно идут споры о судьбе находящихся в северной столице памятников, и о том, к чему может привести такая приватизация. Интернет-газета Северной столицы "Фонтанка" заинтересовалась, какие объекты могут оказаться первыми в этом списке.

По словам Боярскова, приватизация объектов культурного наследия может начаться уже 1 января 2008 года, когда вступит в силу часть положений закона, отменяющего мораторий 2002 года на приватизацию памятников федерального значения. Причем, как заявил глава "Росохранкультуры", в перечень памятников, приватизация которых исключена, должны быть включены храмовые комплексы, которые формируют облик городов, а также все кремли, объекты, находящиеся под защитой ЮНЕСКО и относящиеся к всемирному историко-культурному наследию.

Разговоры о том, что государство не может содержать своими силами все российские памятники, и не плохо бы отдать их добропорядочным инвесторам, ходят уже не первый год. Такое мнение не раз высказывала и глава КГИОП Вера Дементьева, и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Действительно, у нас не перечесть постепенно разрушающихся памятников (таких как усадьба Фаберже под Петербургом). Почему бы не отдать их в частные руки, при условии сохранения исторического облика и обеспечения публичного доступа к памятникам истории и культуры.

"Бояться тут нечего, — говорила на одном из заседаний петербургского правительства Вера Дементьева, дискутируя о самой возможности такой приватизации — ведь это собственность с большим обременением и под жестким государственным контролем. Собственники обязаны привести в порядок объекты, иначе их могут изъять у новых хозяев".

Изменяющийся с 1 января 2008 года закон предусматривает и сохранение, и доступ к памятникам для обычных горожан и туристов. Только вот как у нас порой выполняются законы хорошо известно. Охранным организациям придется очень внимательно следить, чтобы от облика не остались одни "элементы", а свободный доступ не ограничивался "прихожей" один раз в месяц.

В Петербурге, как известно, ЮНЕСКО охраняет весь городской центр, так что какая-нибудь домовая церковь Эрмитажа или Исаакиевский собор приватизированы никак не могут быть. О каких же объектах может идти речь? Сейчас чиновникам "Росохранкультуры" и Петербурга предстоит большая работа по созданию реестра памятников, передачи их части под эгиду местных властей (такую возможность тоже дает измененный закон) и определения, какие же из этих памятников можно приватизировать.

До 1 июля городские власти сформируют список из федеральных памятников, расположенных на территории Петербурга, которые Смольный хотел бы получить в свою собственность. По оценкам главы КУГИ Игоря Метельского, в него будет включено порядка 500 объектов, в том числе Большой гостиный двор, Петропавловская крепость, здания по адресам: набережная Мойки, 20 (Капелла), Зодчего Росси 1/3, Садовая улица, 12, а также все Кронштадтские форты, детский сад рядом с дворцом великого князя Алексея Александровича на наб. реки Мойки, 122. После того, как список будет утвержден на федеральном уровне, город будет принимать решение о том, какие памятники могут быть приватизированы.

Среди тех федеральных памятников, которые вполне могут быть приватизированы, специалисты называют дворец Самойловой с парком в Павловске, дача Безбородко на Свердловской набережной, усадьба Юсуповой в Пушкине, особняк бывшего офицерского собрания в Зеленогорске, четыре батареи, два форта и Гостиный двор в Кронштадте. Ждут инвесторов и памятники культуры Ленобласти – например, усадьба Елисеевых в Белогорке (Гатчинский район). А некоторые неведомым образом уже дождались – недавно завод "Сокол" продал памятник федерального значения "Усадьба Марьино", и суд оставил эту продажу в силе.

1 января 2008 года это именно та дата, к которой должно произойти разграничение полномочий между федеральными и городскими охранными структурами. КГИОП и Росохранкультура уже заключили об этом соглашение. Только вот чему даст старт эта дата, восстановлению заброшенных памятников или новой череде скандалов, сказать пока трудно. Хочется надеяться на первое (есть примеры, такие как особняк Тенишевой, взятый в аренду Романом Абрамовичем), но реальность упорно убеждает во втором.