Нищенство на Руси процветало всегда, несмотря ни на какие профилактические меры и смелые прожекты (вроде плана, составленного декабристом Павлом Пестелем). В советские времена попрошайничество каралось по всей строгости закона: к судебной ответственности по статье 209 УК РСФСР ("тунеядство") после войны привлекалось до 50 тыс. человек ежегодно. В 1991-м, когда карательная статья была отменена, будто со страниц Лескова и Горького на бескрайние российские просторы устремились "странники" и "босяки" всех мастей. С каждым годом их становилось все больше, и сегодня о нищих можно говорить уже как об особой социальной группе. Согласно результатам опроса ФОМ, в мегаполисах и крупных городах с ними на каждом шагу сталкиваются 91–93% населения, в сельской местности, где нищие до революции были редкими залетными птицами, – 65%.
Даже без опросов социологов ясно, что государство решить проблему не в состоянии. Но и общество предпочитает отделаться от нищих подачками. Этим, по мнению социологов, объясняется двойственность нашего отношения к ним. С одной стороны, 69% утверждают, что подают милостыню (28% – часто). С другой стороны, по мнению 55%, у большинства просящих подаяние есть и другие возможности прокормиться.
Чаще всего в России, как и следовало ожидать, подают старикам (33% в целом по выборке). Больным и инвалидам – 21%, детям – 13%. Один шанс из ста имеют уличные музыканты и те, кто представляется ветеранами афганской и чеченской войн. Хотя традиционной "территорией нищих" всегда была паперть, лишь 5% подают милостыню сидящим с протянутой рукой возле храмов.
То, что в россиянах еще живо сострадание – неудивительно. Гораздо большего внимания заслуживают те, кто никому и ни при каких обстоятельствах не подает милостыню. Сегодня таких не так уж мало – 12%. Руководствуются они отнюдь не предубеждением, что нищие, по сути, занимаются прибыльным бизнесом. 33% "отказников" не подают пьяным, 11% – цыганам, 7% – молодежи, 6% – бомжам, по 3% – мужчинам и мигрантам ("нерусским в халатах"). Еще 3% не подают милостыню тем, "которые сидят с детьми", «которые просят: три рубля не хватает», «если вызывает отвращение», «кого не знаю», "женщине толстой" и "богатым".
Наконец, 2% респондентов признались: "кто бы мне подал", "самим не всегда хватает". 2% кажутся долей ничтожной – но, может быть, как раз они подсказывают, почему в России стали меньше сочувствовать нищим. Милостыня утратила сакральный смысл: ты нищего пожалеешь – и Бог тебя пожалеет. Одни сидят в подземных переходах, другие проходят мимо. И надежда на свет в конце тоннеля у тех и других – одинаково призрачная.