В Вифлееме три пожилые дамы, сидящие в своей лавочке, где продаются арак и вино, заявляют "Мы боимся. Мы не знаем, что будет. Нам никто ничего не говорит". В соседней церкви священник не скрывает тревоги: "Хамас" утверждает, что он ничего не будет менять, но скоро он будет получать приказы из Тегерана". Этим утром по радио объявили, что Иран готов оказывать финансовую помощь будущему палестинскому правительству.
Христиане, живущие в Палестинской автономии, воспринимают поражение "Фатха" как собственное поражение. Активно вовлеченные в палестинское национальное движение, они играли в нем политическую роль, непропорциональную их демографическому весу. Составляя всего 2% населения, они располагают квотой на 6 мест (из 132) в законодательном собрании.
"Ясир Арафат умел разыгрывать христианскую карту в общении с внешним миром, – отмечает армянский историк Жорж Хинтлян. – Многие из его послов на Западе, его пресс-секретарь и начальник канцелярии были христианами". Не говоря уже о его супруге Сухе – урожденной православной христианке. "Такого прямого контакта с властью у нас больше не будет, даже если "Хамас" отдаст нам, как обещал, какое-нибудь второстепенное министерство".
Одержав победу, исламистские лидеры хотят убедить всех, что их опасаться нечего. Они все время говорят христианам, что сохранят их права и учреждения. После парламентских выборов "все были в шоке", признает преподобный Митри Рахеб, лютеранский священник из Вифлеема. Но потом его паства стала успокаиваться. По его мнению, победители "будут вести себя еще более осторожно, чем "Фатх". Когда в Газе после публикации датских карикатур группа "фатховцев" выступила с угрозами в адрес церквей, один из лидеров "Хамаса" тут же предложил нам помощь".
В Вифлееме сосуществование уже имеет место. В родном городе Христа его веру исповедует сегодня всего 35% населения, но им по праву принадлежит пост мэра. В мае 2005 года исламисты при поддержке левых партий одержали победу на муниципальных выборах, получив пять из семи мест, зарезервированных за мусульманами. "Они работают на общее благо и не делают никаких попыток изменить облик города", – утверждает мэр-католик Виктор Батарса, бывший активист Народного фронта освобождения Палестины.
Группы туристов толпятся перед церковью Рождества. В лавочках, торгующих предметами культа, посетителей нет. Интифада, а потом и сооружение Израилем стены безопасности положили конец надеждам на развитие туризма. "Мой брат уехал в Новую Зеландию. Я этого сделать не могу. Кто-то же должен заниматься магазином и землей", объявляет хозяин фирмы Giacaman Brothers.
За последние пять лет из 45 тысяч христиан около 3 тысяч уехали за границу. Они бежали от безработицы, от оккупации и от нарастающего ощущения угрозы. "Если так пойдет и дальше, Святая земля превратится в тематический парк. Здесь останутся святые места, храмы, но христиан больше не будет", – говорит преподобный Рахеб.
Больше всего палестинских христиан тревожит стремительная исламизация общества. "Хамасу" не нужно принимать новые законы, чтобы добиваться новых успехов, – отмечает один дипломат. – В Газе нигде не написано, что нужно носить платок и не подавать на стол алкоголь. Но это вошло в обычай. Это произойдет само собой, под давлением общества".
Надим Хури экспортирует пиво в Японию, но не в сектор Газа. "До 2000 года мы поставляли туда 4 тысячи ящиков в год. Когда началась интифада, все кончилось". Официально все осталось по-прежнему. Коммерсанты-христиане и сегодня имеют лицензию на торговлю алкоголем, но им пришлось прекратить свою деятельность из-за угроз. Они подожгли дом нашего торгового агента". Та же ситуация – в Наблусе, Дженине, Хевроне... Лишь в городах, где христиан много – например, в Рамаллахе и Вифлееме, – не действует сухой закон.
Надима Хури едва не постигла судьба его агента в Газе. В сентябре его пивоварню чуть не сожгла толпа из соседней мусульманской деревни Дейр-Джрир. "Нам пришлось защищать ее физически". Один из его двоюродных братьев был арестован после того, как признался в связи с молодой жительницей Дейр-Джрира, которую братья отравили. Это было обычным инцидентом на почве "оскорбления чести". Но вендетта быстро приняла конфессиональный характер. Толпа численностью от 200 до 300 молодых людей сожгла семь домов в Тайбе под крики "Аллах акбар!" и "Смерть неверным!"