Напомним, что речь идет о некоторых высказываниях Б. Горина, сделанных в недавнем интервью французскому журналу "Русский курьер". В частности, Горин заявил, что люди в России "хотят сильного и эффективного государства, и тут они себя обманывают", и что "для большинства русских "национальное унижение" - это когда Россия не участвует в принятии решений мирового масштаба". По мнению же представителя ФЕОР, "национальное унижение" - это когда старики копаются в мусорных баках, чтобы заработать три копейки, или когда на детей, больных лейкемией, нет денег".
Кроме того, Б. Горин признал, что "люди нуждаются в религиозном образовании, но им должна заниматься не школа. Для этого нужны специалисты". Между тем в современной России, по его словам, всего "несколько сотен людей, способных грамотно изложить основы тех или иных религиозных убеждений".
Представитель ФЕОР также констатировал, что Русская церковь "расширяет свое влияние в государственных структурах", а это "представляет собой опасность, и в первую очередь для самой Православной церкви". Он привел в пример Израиль, "где раввины выполняют немало государственных функций", вследствие чего антирелигиозные настроения там ощущаются "более сильно, чем в любой другой еврейской общине в мире".
Заявления Б. Горина прокомментировал сегодня порталу "Интерфакс-Религия" глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
"При всем уважении к господину Горину, яркому и увлеченному оратору, я не считаю противоестественным, а тем более неправильным желание любого человека и любого народа жить в сильном и эффективном государстве. Большинство людей в мире желают именно этого и имеют на это полное право", - заявил Всеволод Чаплин. Точно так же, продолжил он, "любой народ желает участвовать в принятии мировых решений, даже если экономически он не так силен, как хотел бы".
- Что ответил Борух Горин на комментарии Всеволода Чаплина
Говоря о религиозном образовании, Всеволод Чаплин указал на то, что во всем мире преподавание знаний о религии происходит "именно в школе, государственной или частной", и в России исключить такое преподавание из государственной школы - это значит "несправедливо лишить знаний подавляющее большинство детей, поскольку только государственная школа у нас является общедоступной".
"В России уже есть десятки тысяч преподавателей, способных грамотно обучать знаниям о религии. Если уважаемый господин Горин считает, что их несколько сотен, он, очевидно, подзадержался где-то в конце восьмидесятых или в начале девяностых годов", - сказал собеседник агентства.
Он считает нормальным "самое тесное взаимодействие религиозных общин с государством, причем общин любых - православных, мусульманских, буддийских, иудейских".
"Последние, насколько я знаю, имеют с государством регулярный диалог и стараются влиять на его действия так же, как это делает Православная церковь. И я желаю нашим иудейским братьям, как и всем традиционным верующим, всяческого успеха в диалоге и сотрудничестве с государством", - сказал священник.
По его словам, "мы все имеем право на такой диалог и сотрудничество, и если мы в нем достаточно активны, эта работа не может не принести результата, а успех ее зависит от объема усилий не только государственных органов, но и самих религиозных общин".
"Если у раввинов в Израиле это хорошо получается, им можно только позавидовать. Если это все лучше получается у российских религиозных общин, значит, мы начинаем по-настоящему нормально работать, отвечая на запросы общества, многие представители которого постоянно просят нас донести до власти их озабоченность, их взгляды на настоящее и будущее, представления о месте религии в жизни общества", - добавил Всеволод Чаплин.
Борух Горин не видит расхождения с протоиереем Всеволодом Чаплиным во взглядах на эти вопросы
По словам Боруха Гоина, люди хотят жить в сильном государстве, которое бы в первую очередь эффективно заботилось о них.
"Большая часть комментария отца Всеволода совершенно совпадает с моими взглядами. Он не видит ничего аномального в том, чтобы люди хотели сильного и эффективного государства. Я бы мог даже усилить это мнение: я считаю аномальным, если люди не хотят сильного и эффективного государства", - заявил Борух Горин порталу "Интерфакс-Религия".
Комментируя далее высказывания своего оппонента, Б. Горин указал на то, что каждый человек хочет, чтобы "государство, призванное заботиться о его социальной и физической безопасности, существовало эффективно".
"В этом смысле я совершенно единомышленник с отцом Всеволодом, просто он не до конца понял, вероятно, в силу того, что я недостаточно четко высказал свою мысль", - отметил он.
ак пояснил собеседник агентства, в упомянутом интервью он сказал о том, что "то, что люди понимают под сильным и эффективным государством, часто является ошибочным", и что люди в России считают сильным и эффективным то государство, "которого боятся и которое влияет на все мировые процессы".
Сам же представитель ФЕОР противопоставил такой риторике, в первую очередь, "социальное государство, которое обеспечивает гарантированное существование своим гражданам, налогоплательщикам и делает это эффективно".
"Именно о таком государстве я и позволил себе мечтать. Думаю, что в этом смысле мы с отцом Всеволодом тоже единомышленники", - сказал Б. Горин.
Что же касается диалога Церкви и государства, то это тоже, на его взгляд, "как и на взгляд отца Всеволода, абсолютно необходимая вещь, и задача государства - этот диалог обеспечить, а задача религиозных организаций - вести этот диалог на должном уровне".
Как подчеркнул Б. Горин, он "ни в коем случае не выдвигал абсурдного предположения о том, что отделение Церкви от государства - это значит, что между Церковью и государством не должно быть никаких контактов".
"Ровно наоборот: отделение Церкви от государства, на мой взгляд, это в первую очередь предотвращение сращивания религиозных организаций с государством, то есть когда религиозная организация начинает выполнять государственные функции, когда священники становятся госслужащими или антиутопическая картинка, при которой епархия или религиозная община становится неким подобием идеологического отдела обкома КПСС", - сказал он.
По его мнению, это не только не полезно, "а крайне опасно - в первую очередь, для религиозных организаций". Он подчеркнул, что навязывание религиозных взглядов может "отторгнуть общество не только от религиозных организаций, но и от религии в целом". В этом смысле Б. Горин предостерег и предостерегает "в первую очередь иудейскую общину, а уже затем и братские мусульманские, христианские и буддийские общины от того, чтобы на такие функции претендовать".
Как отметил представитель ФЕОР, с одной стороны, государство должно обеспечить гражданам доступ к религиозным обрядам в армии или в системе отбывания наказания, с другой - государство и религиозные организации должны это делать "настолько корректно, тонко и осторожно, чтобы это действительно было полностью добровольным и исключало какой-либо диктат".
"Необходимо, чтобы религиозно-государственный диалог пошел всем на пользу, а не наоборот, что в нашей действительности крайне возможно в силу того, что у нас, как известно, с перегибами все хорошо", - подытожил Б. Горин.