"Кряшены - это те же татары, только крещеные. Родными для них являются татарский язык и самобытная татарская культура. Причем, кряшены, особенно в сельской местности, говорят на исключительно чистом литературном татарском языке без диалектов или говора", - заявил накануне в интервью агентству госсоветник президента республики Рафаэль Хакимов.
Более того, подчеркнул он, многие кряшены не знают русского или изъясняются на нем с трудом.
Госсоветник также отметил, что у кряшен в Татарстане есть свои православные храмы, однако служба там идет на татарском языке. Кряшены пользуются переведенными на татарский Ветхим и Новым Заветом.
Руководство республики усматривает в обращении союза политические мотивы, считая, что "кряшенский вопрос" искусственно раздувается определенными политическими группами, возможно, даже извне, причем, исключительно в целях дестабилизации спокойной обстановки в республике.
"Религиозный фактор не может служить поводом для претензий на определение кряшен как отдельного народа. И главным критерием в этом вопросе является культура и язык", - заявил Р. Хакимов.
К XX веку у татар выработалась такая модель нации, которая исключает религиозный фактор как этнообразующий.
"Мы считаем это очень важным достижением. Насколько может быть опасным использование отдельными политиками в низменных целях тех или иных этнических противоречий, показывают события в Боснии, где единый народ был расколот по религиозному признаку", - добавил Р. Хакимов.
Ссылаясь на позицию руководства республики, госсоветник подчеркнул, что кряшены имеют равные права наряду с русскими, татарами, армянами и всеми другими народами, проживающими на территории Татарстана.
"Кряшены занимают руководящие посты в республике, они широко представлены в общественной, политической, научной и культурной жизни и чувствуют себя равными среди равных. Если у кого-то есть сомнения, могли бы поехать в селения, где проживают крещеные татары, и познакомиться с их жизнью и настроением", - сказал Р. Хакимов.
Как уже сообщалось, с письмом к главе российского государства обратился межрегиональный Союз национально-культурных объединений кряшен. Авторы обращения указывают на то, что возвращения статуса отдельного народа общественные организации кряшен добиваются уже четыре года и что, согласно выводам российских этнографов, кряшены, вне всякого сомнения, являются самостоятельным, самобытным народом".
В октябре 2001 года кряшены приняли декларацию о своем этническом самоопределении, а годом позже ее одобрила межрегиональная конференция кряшен России.
"Несмотря на это, - отмечают авторы обращения, - национал-шовинистические силы Татарстана чинили и продолжают чинить всевозможные препятствия для осуществления воли кряшенского народа, утверждая, что кряшены - это крещеные татары, а их желание самоопределиться якобы провоцируется Москвой".
В обращении к Патриарху, в частности, сообщается об открытых призывах в адрес кряшен отвергать православие и принимать ислам.
Такая ситуация, свидетельствуют авторы письма, не изменилась даже после заявления Алексия II, в котором он "обратил внимание на далекий от нормы уровень межнациональных и межрелигиозных отношений в республике Татарстан".