Храм днем и ночью охраняется вооруженным сотрудником полиции, который не спускает глаз с проходящих мимо пешеходов, обращая пристальное внимание на любой подозрительный жест, чтобы обнаружить спрятанные под одеждой оружие или бомбу, рассказывает Time в публикации, появившейся в издании в среду.
Буквально несколько дней назад в 140 км от Пешавара возле своих домов были убиты лидер здешней сикхской общины и местный законодатель. Убийство Сардара Сурэна Сингха стало серьезным ударом для сикхской общины, а также привело в отчаяние активных борцов за права религиозных меньшинств в Пакистане.
Председатель независимой Комиссии по правам человека Пакистана (HRCP) Зохра Юсуф назвала произошедшее трагедией, отметив при этом, что подобные расправы уже становятся в сегодняшнем Пакистане тенденцией.
Ответственность за убийство Сардара Сурэна Сингха взяло на себя движение Талибан, хотя полиция заявляет, что гибель сикхского активиста стало следствием политической борьбы и что убийца уже арестован. Талибан воздержался при этом от дальнейших комментариев.
Пешавар - один из самых консервативных городов Пакистана. Он расположен у подножия гористого Хайберского перевала - когда-то очень популярного маршрута торговцев и туристов, направляющихся в соседний Афганистан, где сконцентрировали свои силы исламские экстремисты. Боевики нападают на школы в Пешаваре, их жертвами становятся дети. Они взрывают автомобили чиновников и убивают христиан прямо в церквях. Поэтому опасения сикхов не лишены основания.
Руководитель безопасности сикхской общины Пешавара книготорговец Герпал Сингх уверен, что их храм, безусловно, является одной из целей боевиков. Особенно он волнуется за детей: рядом с храмом строится здание школы для девочек.
Открытие сикхского храма в районе, населенном в основном мусульманами, приветствовали далеко не все. Многие жители опасаются нападений, а многие просто не желают видеть сикхов в своей среде.
Сколько сикхов живет сегодня в Пакистане, точно не известно. Подавляющее большинство переселилось в Индию в 1947 году, когда был создан Пакистан, который должен был стать отечеством для мусульман субконтинента. На страничке ЦРУ в социальной сети Facebook говорится, что немусульманское население составляет 3,6% от от общего числа жителей 180-миллионного Пакистана.
Сикхи принадлежат к одному из самых малочисленных меньшинств. Их легко можно узнать по обязательным головным уборам - туго закрученным тюрбанам. Кроме того, многие из них носят фамилию Сингх.
Многие пакистанские сикхи вынуждены были поменять место жительства из-за угрозы нападений боевиков. Движение Талибан особенно укрепилось в так называемых племенных регионах - провинциях Оразкай и Баджур. Сикхам пришлось платить деньги лидерам боевиков - своего рода налог на безопасность.
Что представляет из себя религия сикхов
Сикхизм возник в индийском штате Пенджаб в начале XVI века как одна из религиозных сект бхакти (санскр. "преданность", "любовь к Богу"). Последователи бхакти считали, что для личного спасения человеку достаточно иметь лишь беспредельную любовь к Богу, и отвергали почитание жрецов и выполнение обрядов. Главным в учении бхакти было то, что оно провозглашало равенство перед Богом всех людей и отрицало кастовое деление.
Территория Пенджаба, особенно во время возникновения там сикхизма, была ареной напряженной междоусобной борьбы, где непрерывно велись ожесточенные и кровопролитные войны. Постоянная необходимость вести борьбу с врагом оказала огромное влияние на весь образ жизни и мысли сикхов, превращая их почти поголовно в солдат.
Основателем сикхизма был гуру Нанак (1469-1539). Нанак соединил отдельные положения индуизма с идеями бхакти и ислама, но при этом он никогда не разделял до конца воззрения тех религий, откуда черпал свои идеи. Это позволило учению Нанака в скором времени выделиться в самостоятельную религиозную систему.
Сикхизм провозгласил равенство всех людей перед богом, независимо от их касты и социального положения, а также отверг культовую обрядность и внешние формы почитания божества. Демократические принципы, которые утверждал сикхизм, обеспечили ему популярность среди самых широких слоев населения.
Характерной особенностью сикхизма является то, что в нем практически отсутствует развернутая религиозно-философская система. В основе сикхизма лежит идея единого бога (или, скорее, божественного начала), выражающего себя во всей природе и в человеке. Сикхам было одинаково чуждо как обожествление животных и поклонение статуям, как это принято в индуизме, так и образ Всевышнего, сотворившего мир, как учит ислам. В духовной поэзии сикхов безличный бог предстает в образе гигантского огня, искры которого разлетаются далеко вокруг. Эти искры и есть человеческие души. Души, заброшенные в мир, обрекаются на скитания из одной телесной оболочки в другую, подчиняясь закону кармы. И прекратить это мучительное странствие души не помогут ни жертвоприношения, ни аскеза или отшельничество, ни далекие паломничества - т. е. ничто из того, к чему прибегают в своей практике индусы и мусульмане. Единственное, что приводит к желанной цели обретения спасения, - это добрые дела, которыми очищается душа, преданная богу. Средством освобождения от кармы становится следование законам общины, и дисциплина воина начинает приобретать черты религиозного культа.
Культовые обряды у сикхов существуют, но их совершают не жрецы, а сикхи-воины, равные друг другу перед лицом безличного божества. Отсутствие профессиональных священнослужителей до сих пор резко отличает сикхов от всех остальных индийских общин.
И все же, отвергнув касты, сикхи фактически сами образовали гигантскую касту воинов. Многие сикхи и в наши дни остаются верными своему традиционному занятию - воинской профессии. Поэтому процент сикхов в индийском офицерском корпусе очень высок.
При преемниках Нанака сикхизм получил организационное оформление. 3-й гуру Амар Дас (1552-1574) превратил власть гуру в наследственную и стал основателем династии сикхских духовных правителей. Его преемник, 4-й гуру Рам Дас, основал столицу сикхов - город Амритсар, в котором был построен знаменитый Золотой Храм. 5-й гуру Арджуна (1581-1606) составил священную книгу сикхов Адигрантх ("Изначальная Книга"), хранящуюся в Золотом храме. Во время праздников огромный фолиант этой книги выносят из храма и в торжественной процессии проносят по улицам города.
При 10-м (и последнем) гуру Говинд Сингхе (1675-1708) были проведены серьезные реформы внутри общины сикхов, в результате которых община окончательно превратилась в сплоченное военизированное объединение. В 1699 году Говинд Сингх собрал общий съезд сикхов, на котором объявил их общиной равных (хальсой), а общее собрание - высшим органом сикхов. Наследственная власть гуру была отменена. В это же время были установлены и некоторые внешние знаки, которые отличали сикхов от остального населения Пенджаба. Был введен особый обряд посвящения в члены общины - пахул, обязательный для каждого сикха. Все сикхи были обязаны носить тюрбан, узкие штаны до колен, длинные волосы и бороду и постоянно иметь при себе три стальных предмета: меч, гребень и браслет. Каждому сигху присваивался благородный титул "сингх" (лев).
В начале ХVIII века хальса сикхов возглавила борьбу народов Пенджаба против империи Великих Моголов, в результате которой в 1765 году на территории Пенджаба было создано независимое государство сикхов. В 1849 году англичане после двух ожесточенных войн захватили это государство.
В настоящее время число последователей сикхизма составляет около шести миллионов человек. Сикхи в основном проживают в штате Пенджаб.