"Комитет по делам религий обращается ко всем гражданам страны с просьбой оказать содействие в выявлении лиц, занимающихся продажей фиктивных документов, дающих гражданам страны якобы право на ношение бороды и хиджаба", - говорится в сообщении комитета по делам религий при правительстве республики, текст которого приводит портал "Интерфакс-Религия".
На сайте ведомства размещена фотография такого "разрешения" в виде ламинированной карточки с рисунком, напоминающим защитную сетку, которая используется в различных документах. Сетка размещена на фоне герба Таджикистана. На карточке указаны имя, дата рождения, номер удостоверения и фраза, что "настоящим свидетельствуется право на ношение бороды и мусульманской одежды".
"Данные деяния неизвестных лиц направлены против государственной власти в стране и на очернение ислама", - подчеркивается в сообщении.
В последние годы власти республики, опасаясь радикализации населения, ведут борьбу с внешними проявлениями религиозности. Школьницы, студентки, работницы госучреждений не имеют права носить хиджабы.
В последний месяц появились сообщения о приводах бородатых мужчин в участки милиции, где им сбривают бороды.
Напомним, что в 2012 году Совет улемов Таджикистана, в котором состоят видные исламские священнослужители, решил установить в республике нормы внешнего вида мусульман. Так, в частности, женщинам-мусульманкам рекомендовано носить хиджаб, а мужчинам - бороду, причем ее размер строго определен: величиной она не должна превышать кулак.
Улемы сослались на заветы ханафитского мазхаба - одной из четырех богословско-правовых школ суннитского ислама, к которой принадлежит большинство мусульман Центральной Азии. При этом они подчеркнули, что решение принято по предложению комитета по делам религии при правительстве Таджикистана, где прокомментировать нововведение не захотели, сославшись на чрезвычайную занятость. Однако общественность республики правила внешнего вида взбудоражили, особенно в отношении бороды.
Ранее бороды стали объектом пристального внимания представителей правоохранительных органов, которые, видимо, рассчитывали таким образом выявить исламских фундаменталистов. Во всяком случае на бородачей устраивали облавы. Размер при этом роли не играл, как это всегда было у таджиков. Эксперты нашли исторические примеры. Например, на портретах знаменитого средневекового поэта Фирдоуси он запечатлен с довольно длинной бородой, величина которой в один кулак явно не укладывается.
Между тем по мнению, которое высказал тогда журналист одной из таджикских газет Шухарт Шодиев, "носить бороду или не носить - это личное дело каждого человека". "Когда кто-то пытается это регламентировать - это уже абсурд. Мы живем в демократическом обществе и, в конце концов, в XXI веке", - сказал он.
Наблюдатели отметили, комментируя решение Совета улемов, что оно противоречит светским законам. В 2010 году Министерство образования Таджикистана распространило приказ, запрещающий носить мужчинам бороду до достижения 50 лет. Ходить с бородой разрешалось только пожилым преподавателям при условии, что борода не будет превышать трех сантиметров. Это распоряжение продолжает действовать.
По мнению политолога Рашида Гани Абдулло, подобные крайности способны только вызвать раздражение. "Появись сегодня академик Курчатов у дверей наших вузов, его не только не пустили бы за порог, но еще и вызвали бы милицию. Та же участь, наверное, ждала бы Менделеева, академика Бартольда или, скажем, Садриддина Айни. Не знаю, может быть, такие решения принимаются от безысходности. Но явно они особых симпатий вызвать не могут", - сказал он.
А по словам эксперта в области вопросов религии Абдулло Рахнамо, вопрос бороды из эстетической проблемы в Таджикистане вырос в политическую. Защитники светских традиций в лице властей воспринимают бородачей как представителей оппозиционных для них исламских групп - в частности, активистов Партии исламского возрождения Таджикистана.
"Борода ничем не может помешать светскости или светскому образу жизни. Давайте вспомним, что представители светской политической мысли Маркс, Энгельс и Ленин были бородачами. Но сегодня в Таджикистане ношение бороды означает усиление представителей другого политического лагеря, в данном случае исламского. На такой маленький атрибут формируется политическое видение", - заявил Рахнамо.
Известно, что бороды в Таджикистане носят сегодня в основном старики и представители духовенства. Правда, в последнее время и среди предпринимателей выросло число бородачей. А вот в государственных учреждениях бороды не в почете. Эксперты однако были уверены, что решение Совета улемов так и останется на уровне рекомендаций, поскольку представить себе механизмы выполнения постановления священнослужителей о размере бороды почти невозможно.