Об этом феномене всерьез рассуждают местные представители мусульманского духовенства, политики. Бизнесмены делают щедрые пожертвования, и множество людей стремятся попасть в это село, чтобы просто прикоснуться к младенцу.
9-месячный малыш Али Якубов живет с родителями в селе Краснооктябрьское Кизлярского района. И чтобы увидеть его, ежедневно сюда приезжают по 300-400 паломников со всего Северного Кавказа (корреспондент "КП", кроме машин с дагестанскими номерами, видел автомобили из Ингушетии и Кабардино-Балкарии. - Прим. ред.). Говорят, что уже наведывалась делегация из Саудовской Аравии. На днях про Али снимали сюжет корреспонденты арабоязычной телекомпании Al-Jazeera, так что, наверное, гостей с Ближнего Востока тут вскоре будет больше.
Малыша хотел забрать Кадыров
За малышом уже несколько месяцев наблюдает редактор местной газеты "Ас-салам" Ахмед Абдурашидов, он нередко бывает в семье мальчика. Однажды вечером (это была среда) ему позвонил имам этого села Абдулла и предупредил, что у Али опять повышается температура. Это, как уже сообщалось ранее, первый признак того, что вскоре на теле малыша появятся новые надписи. Позже имам позвонил еще раз и сообщил, что у Али на внешней стороне обеих рук проступила надпись "Аллах".
По словам редактора, обычно это как раз и происходит по понедельникам и четвергам, - в дни, когда мусульманам положено соблюдать пост. Однако так было лишь весной, когда стали проявляться первые надписи. "Держались они несколько дней, а потом исчезали. Но после того как о том, что происходит с мальчиком, стало известно многим и к дому Якубовых стали приходить люди с просьбой показать малыша, "график" появления надписей стал сбиваться. Да и быстрее они стали сходить", - рассказывает Абдурашидов, который отвергает возможность мистификации.
"А зачем им это надо? Семья Якубовых: муж Шамиль - милиционер, жена Мадина - домохозяйка, есть еще старшая дочка. Любой в селе подтвердит, что раньше они особой набожностью не отличались. Шамиль намаз совершал "через раз", Мадина порой одевалась не так, как требует шариат. Сейчас, конечно, все у них изменилось", - отмечает редактор газеты.
"Знаю, что они долго не хотели предавать эту историю огласке. Но родителей переубедил местный имам, после того как на коже появилась фраза: "Не утаивайте Мои знамения от людей". Теперь Якубовы не отказывают ни одному человеку, желающему взглянуть на мальчика", - добавляет Абдурашидов, сам неоднократно видевший надписи, появлявшиеся у мальчика на внешней стороне ладоней, на голенях.
Многие утверждают, что замечали на теле Али странные отпечатки. Да вот мало кто может рассказать о том, как они появляются. Лишь родители Али, близкие родственники да представители мусульманского духовенства. Но они об этом не слишком распространяются. Правда, вроде бы и светские лица из сильных мира сего могли наблюдать сей процесс. Говорят, что этой историей заинтересовался глава Кизлярского района, олимпийский чемпион по вольной борьбе (Сидней, 2000 год) Сагид Муртазалиев. Когда у Али в очередной раз начала повышаться температура, ему срочно позвонили. И среди ночи Муртазалиев примчался в село к Якубовым вместе с охраной. Дом оцепили, а под утро экс-борец вышел к охранникам необычайно бледный. Что его так впечатлило - неизвестно.
Побывал здесь уже и президент Чеченской республики Рамзан Кадыров. Он предложил Якубовым переехать в Чечню, обещая новый дом и прочие блага. Но Муртазалиев этому воспротивился, пообещав Якубовым свое покровительство. Так, например, он уже подарил семье автомобиль Lada Priora. Другой знаменитый выходец из Дагестана, член Совета Федерации Сулейман Керимов, по словам Магомеда-Кадира, отца Шамиля Якубова, деда Али, тоже пообещал построить для них новый дом, но уже на месте их нынешнего, в Краснооктябрьском.
Бежать семье мальчика некуда
Нынешнее жилье Якубовых - кирпичный домик в три окна, какой можно встретить в любой, даже русской, деревне, рассказывает в своем репортаже корреспондент "КП". За ним большой участок. Никаких, как положено на Востоке, глухих внешних стен и внутренних двориков. Ворота - нараспашку. Во дворе терпеливо переминаются человек тридцать. Среди них есть и мужчины, но женщин большинство. Почти все в длинных платьях или юбках. Но встречаются дамы и в джинсах. А вот головы покрыты платками у всех без исключения. Ждут, когда вынесут ребенка.
Рамазан, дядя Али, родной брат его отца, объясняет, что строгого графика "явления младенца народу" не существует:
"Мы просто ждем, когда двор полностью заполнится, и если Али не спит, то выносим его на крыльцо".
Ожидание можно скоротать за большим столом, установленным тут же под навесом. Вода, чай, сладости - все это паломники могут попробовать бесплатно согласно восточным законам гостеприимства. Тут же висит телевизор, который подсоединен к видеокамере внутри дома. Иногда малыша не выносят на улицу, а просто транслируют "картинку". Перед дверью дома скучает молодой парень с четками.
"Из Махачкалы нам присылают учеников духовного училища, - поясняет Рамазан, - они помогают сдерживать людей, чтобы те близко не подходили к ребенку".
Тут же прогуливаются милиционеры с "калашами".
Рассказывают, что ваххабиты уже не раз обещали дом сжечь. В начале лета, когда об Али еще мало кто знал и такого наплыва людей не было, прямо среди дня подъехала "Газель". А дома была только женщина с детьми. Приехавшие спокойно с оружием зашли в дом: "Покажи нам мальчишку". Для них это было противоестественно: как Аллах может подавать божественные знаки через ребенка, родившегося в семье милиционера. Ваххабиты считают членов семейства мальчика кяфирами (неверующими. - Прим. ред.).
Осмотрели мальчика - мол, что за амулет на шее висит? Потом к женщине стали приставать: платок неправильно надет и прочее. Она сообразила ответить, чтобы ее, женщину, не трогали, а разговаривали с мужчинами из их семьи. Те ушли, но пригрозили, что вернутся. После этого глава района Сагид Муртазалиев выделил для охраны семьи шесть постовых.
Прятаться семейство не собирается. Считают, что от судьбы все равно не уйдешь, тем более что ваххабитов можно встретить почти в каждом селе.
По словам Мадины, матери мальчика, в день, когда к ним приехали ваххабиты, на теле Али проявилось очередное послание Аллаха. Но когда нежданные гости осматривали его, надпись странным образом исчезла. А после их ухода опять проявилась. Похожий случай был, когда в дом мальчика ввалился пьяный сосед. "Как-то мы не уследили, и он даже взял Али на руки. Надпись опять пропала, а потом также проявилась", - говорит Мадина.
Мальчик никогда не плачет
Наконец дверь дома открывается. Но первым выходит еще один охранник. Этот на ученика - будущего имама - совсем не похож. Плечи - с дверной проем, в руках рация, на поясе пистолет. Толпа подается вперед, но оба охранника, раздвинув руки, полностью перекрывают проход. Впрочем, люди и так стоят вплотную к крыльцу.
За спинами охраны появляется мать Али - Мадина. Мальчик у нее на руках одет в колготки и теплую рубашку, на голове шерстяная шапочка. Симпатичное спокойное личико. 9-месячный малыш смотрит на окружающих без эмоций, возможно, даже чуть лениво. Привык к таким мероприятиям?
"Он плачет очень редко, - рассказывает Рамазан. - И уж во всяком случае, никогда не делает это, когда его выносят к людям".
Пока одни лихорадочно фотографируют ребенка на мобильные телефоны, другие все же пытаются к нему прикоснуться. Охранник, тот, что покрупнее, берет мальчика у матери и поднимает повыше. Али опять это сносит без каких-либо признаков раздражения, наоборот, заинтересовавшись рацией дяди, тянет в рот антенну. Действо продолжается минут пять. Потом дверь закрывается, и довольные люди расходятся по ожидающим их "Газелям" и легковушкам. Но пустовать двору не придется. На дороге уже стоят несколько новых маршруток с паломниками.
История мальчика
Мадина Якубова родила сына через 15 минут после полуночи 3 января этого года. В том самом роддоме дагестанского города Кизляр, где в 1996 году засели вместе с заложниками боевики Салмана Радуева.
"Ребенок родился раньше срока на одну-две недели, - рассказала "КП" неонатолог отделения новорожденных Нина Зинченко (неонатолог - врач, который отвечает за жизнь младенца в течение первого месяца. - Прим. ред.), - у него на лице была натечность - подкожное кровоизлияние. Такое часто встречается у детей, появившихся на свет чуть раньше срока. Наиболее четко она проявилась на подбородке. Ничего необычного в состоянии малыша я не заметила. Из-за ранних родов он испытал стресс и был немного ослаблен - например, сначала не мог брать грудь. Но ничего аномального, в любом роддоме такие случаи не редкость. Через 7-10 дней все пришло в норму. Он пролежал у нас чуть больше обычного срока - 23 дня. Но выписали мы его абсолютно здоровым".
Среди верующих сейчас распространено мнение, будто сразу после рождения врачи поставили мальчику диагноз "церебральный паралич". Который потом невероятным образом сошел на нет - мол, еще одно чудо. Но в медицинской карте Али Якубова написано, что у него была церебральная ишемия: были замедлены двигательные рефлексы - явление, тоже часто встречающееся у младенцев. У Али она очень быстро перестала проявляться.
Если бы с младенцем сейчас ничего странного не происходило, то никто бы не копался в истории его рождения: мало ли каких трудностей не было у нас самих и у наших детей при появлении на свет. Но в этом случае заслуживает внимание еще и рассказ соседки по палате мамы Али в родильном доме - Мадины Рамазановой. Она рожала примерно в одно время с Якубовой. Сейчас женщина вместе с мужем торгует одеждой и обувью в собственном магазине на рынке в Кизляре. И прежде чем согласиться на разговор, спросила разрешения у мужа. К счастью, он разрешил…
"До встречи в роддоме мы друг друга не знали, - вспоминает Рамазанова, - познакомились только в палате. И наши кровати стояли рядом, и так получилось, что наши детки тоже в своем отделении лежали по соседству. Вместе ходили их навещать. И как-то она подозвала меня: "Посмотри, что у сына на подбородке". В отличие от Якубовой я уже читала Коран, знаю арабский язык. И совершенно четко увидела, что на подбородке синяк - гематома - складывается в слово "Аллах" по-арабски. Для меня тут нет никаких сомнений. Кстати, сверху у него на голове тоже была гематома - как будто мальчик одет в тюбетейку".
Словами соседки мама Али была сначала шокирована, а потом обрадовалась.
Впервые к врачам Якубовы обратились через два месяца, когда у ребенка резко повысилась температура. Медики никаких недугов не обнаружили. Потом появилось красное пятнышко на коже в районе сердца. Затем пятна стали проявляться на руках, ногах… Дерматолог сделал заключение, что кожными заболеваниями эти симптомы не объясняются…
Вещие сны матери
В доме на руках у мамы Али слегка оживился. Крутится, кидает соску, что-то пытается лопотать. А вот Мадина выглядит весьма уставшей. Ни она, ни ребенок даже во двор спокойно погулять выйти не могут.
"Что делать! Аллах помогает. Очень жалею, что раньше мы не слишком строго соблюдали нормы ислама. Теперь нас наставили на путь истинный", - смиренно говорит Мадина. На вопрос, как ведет себя ребенок в момент появления очередного послания, рассказывает: "Перед этим примерно на 20 минут у него резко повышается температура. Доходит до 40 градусов. Видно, что мальчику тяжело, он становится раздражительным". Никакие жаропонижающие средства, который пробовали ребенку давать, не помогали.
Взять ребенка за руки корреспонденту "КП" не разрешили. Но рассмотреть внимательно надписи удалось. Поблекший бледно-розовый узор. Ничем не напоминает ожог, царапину или след от надавливания. Больше похоже на выцветший след марганцовки на коже. В газете при этом отмечается, что корреспондент лишь описывает, как это выглядит, и не утверждает, что именно так был нанесен рисунок. Линии необычайно тоненькие и ровные… Знатоки отметили при этом, что знак уже сходит и скоро совсем исчезнет.
По словам Мадины, еще в начале беременности ей приснилось, что подошел некто и сообщил, что родится у нее мальчик. Он вручил женщине тюбетейку, четки и коврик для моления. А также сказал, чтобы младенца назвали Али. Потом необычные сны женщина стала видеть часто. Она утверждает, что, засыпая, слышала, как ее ребенок плачет в утробе. Последний раз она ощущала такое перед самыми родами. Потом почти девять месяцев ничего не происходило. А недавно во сне ей пришло откровение, что знаки на теле перестанут проявляться после того, как у Али появится третий зуб.
Какова природа этих линий? Если действительно знаки, поданные Аллахом, то надо просто верить. Если признаки болезни, надо тщательно исследовать ребенка. А вот в то, что кто-то сознательно каким-то способом вырисовывает на теле мальчика фразы из Корана, не верится. "Я видел, как нежно обращаются родители с Али. И, думается, так издеваться над своим ребенком, лишая его нормальной жизни, они бы не смогли", - отмечает корреспондент "КП".
Что говорят муфтии
Интересно следить за реакцией исламского духовенства на эту странную историю. Первые комментарии муфтиев и в Махачкале, и в Москве, и в Казани (главные центры мусульманства в России. - Прим. Ред.) были уклончивы. Мол, смотрим с изумлением, давайте дождемся развития событий. Точно так же ни один православный митрополит с ходу не причислит, например, мироточение икон к чудесам - объяснений этому может быть множество и вполне прозаических.
Потом глава Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин отправил на место событий делегацию авторитетных богословов. Выводы комиссии были тоже осторожны: "Следов рукотворного влияния не обнаружено, но от преждевременных и однозначных выводов следует пока воздержаться".
На прошлой неделе глава Духовного управления мусульман Дагестана муфтий Ахмад-хаджи Абдуллаев все же решился признать произошедшее чудом. И лично приехал к Якубовым в Краснооктябрьское.
Цитата из его выступления перед паломниками и жителями села: "…Я считаю, это Аллах показывает нам свое могущество. Люди перестали прислушиваться к проповедникам, к требованиям наставников. И через тело ребенка Он обращается к нам: я существую, я слышу, вы должны отдалиться от раздоров…" Муфтий пытался довести до присутствующих мысль, что пора бы завершить эту бесконечную кровавую войну в Дагестане.
А присутствующий на встрече главный имам Центральной мечети Махачкалы Мухаммад-Расул-хаджи Саадуев добавил: "Пусть ученые, если желают, изучают этого ребенка, наблюдают за ним - мы готовы.
Но, по сведениям "КП", заняться исследованием феномена Али Якубова желания пока никто не выразил.