"Я понимаю, можно по-разному относиться к деятельности Сталина или (Ивана) Грозного, но неужели признание каких-то исторических заслуг того или иного человека непременно должно подразумевать его канонизацию или изображение его на иконах!" - выразил недоумение руководитель службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) священник Михаил Прокопенко. Так он прокомментировал в беседе с корреспондентом портала "Интерфакс-Религия" сообщение о том, что в одном из храмов под Петербургом по инициативе настоятеля выставлена "икона" И.Сталина. На ней также изображена святая Матрона Московская, с которой И. Сталин, согласно одной из легенд, встречался осенью 1941 года.
Между тем, как отметил Михаил Прокопенко, та встреча "едва ли имела место в действительности, как и "крестные леты" с Казанской иконой Богородицы и тому подобные благочестивые байки, подобно плесени размножающиеся в умах некоторых людей". "Нужно помнить, что ложь, какой бы благочестивой и благонамеренной она ни была, есть дело бесчестное и губительное. Ложь же в церковной проповеди вообще принципиально недопустима", - подчеркнул собеседник агентства.
По его словам, "появление "иконописного" изображения Сталина, да и не только Сталина - Иоанна Грозного, императора Павла и так далее - это своего рода умственный большевизм, болезненное желание любую мысль и любое начинание довести до нездоровой крайности".
"Такой большевизм чужд церковной традиции, которая подразумевает осторожность и трезвость в исторической и богословской оценке тех или иных явлений жизни. Думаю, Господь простит нам некую толику здорового недоверия и осторожного скептицизма, как простил апостолу Фоме его "доброе неверие". А вот духовная всеядность может лишить человека способности "различения духов", - предупредил священник.
Он также высказался по поводу недавно озвученного намерения питерских коммунистов провести акцию с печатанием "иконок" И. Сталина, напомнив, что создание иконописных изображений того или иного человека обычно начинается после решения о его канонизации, принятого Церковью.
"Иными словами, Церковь сама разберется, кого ей следует канонизировать, а кого - нет, а намеренное тиражирование "икон" неканонизированного человека - в лучшем случае безрассудство, а в худшем - кощунство и сеяние смуты", - убежден представитель ОВЦС МП.