Епископ Анадырский и Чукотский Диомид призвал Патриарха покаяться
grani.ru
Глава Анадырско-Чукотской епархии РПЦ епископ Диомид (Дзюбан), имя которого стало широко известно после публикации весной этого года открытого письма "Пора пресечь беззаконие", написал новое послание, на сей раз адресованное не всем пастырям и мирянам РПЦ, а персонально Патриарху Алексию II. Епископ вменяет ему в вину совместную молитву с католиками в соборе Парижской Богоматери. "Господь ждет Вашего покаяния!" – цитирует сегодня завершающую фразу из письма мятежного архиерея газета "Новые известия". Если предыдущий демарш не повлек за собой "оргвыводов", то за нынешний епископ Диомид наверняка будет наказан. Единственный вопрос – когда и насколько строго, отмечает издание.

Своим новым посланием чукотский архиерей развеял последние сомнения в том, что встал в жесткую оппозицию священноначалию Русской церкви.

В своем предыдущем письме он обращался ко всем православным россиянам и призывал к отказу от каких-либо контактов с иноверцами, сотрудничества со светскими властями и требование немедленного созыва Поместного собора. Под документом стояли подписи Диомида и нескольких его клириков.

Некоторое время в патриархии воздерживались от комментариев. Потом председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) высказал предположение, что чукотского архиерея просто кто-то подставил. "Неожиданное появление письма епископа Диомида убеждает нас в том, что это не столько епископ изобличает, а главную роль здесь сыграла некая группа людей, которая еще находится в тени. Но они будут найдены", – пообещал митрополит.

Прошел почти год, и версия митрополита Кирилла не только не была подтверждена, а несколько раз опровергнута самим епископом Диомидом. Несмотря на это, Священный Синод РПЦ не подверг его никаким карам, хотя эксперты предсказывали и смещение с кафедры, и ссылку в монастырь. Однако теперь, похоже, вызова "на ковер" не избежать. В новом письме епископ фактически заявил, что Алексия II надо отлучить от церковного общения.

Досадил епископу его Патриарх молитвой в соборе Парижской Богоматери во время октябрьского визита во Францию.

"Видеоматериалы прошедшего молебна, – говорится в письме, – позволяют нам увидеть совместную молитву представителей православия и католиков... В Православной церкви совместная молитва является вершиной духовного единства лиц, участвующих в ней. А на видеоматериале мы видим наглядную демонстрацию ложного единства представителей Православия и ереси католицизма".

Патриарх и члены делегации РПЦ, по мнению епископа Диомида, погрешили против церковных канонов тем, что молились и крестились вместе с католиками, пели с ними богослужебные гимны, обменивались поцелуями. Патриарх благословил всех присутствующих с амвона и, наконец, – о ужас! – "Русским Патриархом и французским кардиналом совместно и демонстративно совершалось целование тернового венца Господа Иисуса Христа из рук католического священнослужителя".

Большая часть многостраничного письма владыки Диомида – цитаты из апостольских правил и творений святых отцов. А затем следует более чем смелый вывод: "В среде апостолов был тот, кто предал Божественного учителя, не подобное ли совершилось предстоятелем Русской православной церкви при совместной молитве в католическом соборе?.. Ваше Святейшество, куда мы идем? Господь ждет Вашего покаяния и обращения!"

По мнению газеты, Синоду РПЦ ничего другого не остается, как подвергнуть мятежника наказанию. Произойти это может еще до Нового года, поскольку, как показали минувшие со времени первого его послания десять месяцев, у него в церковной среде немало единомышленников. Для наиболее консервативной части верующих он стал духовным вождем. А это намек на раскол. Правда, и любое наказание непокорного Диомида они воспримут с восторгом: в их глазах он обретет ореол мученика.

Так или иначе, эксперты склонны уже сейчас назвать событием номер один уходящего года в жизни РПЦ не объединение с Русской православной церковью заграницей, но "чукотский синдром". Ведь он говорит не о политике РПЦ, а о массовом православном сознании, которое выражает автор двух скандальных писем.

Сказанное в "Новых Известиях" подтверждается и рядом других публикаций. Некоторое время назад в газете "Дух христианина" было опубликовано интервью с епископом Диомидом, в котором собеседник архиерея с сожалением отмечает, что нападки на него не прекращаются, и с еще большим сожалением констатирует, что "они исходят от архиереев нашей Церкви". В православной газете говорится также о том, что некоторые священники пострадали за поддержку епископа: например, в Барнаульской епархии был изгнан священник Августин, а архиепископ Нижегородский и Арзамасский пригрозил всем сочувствующим Диомиду анафемой. Кроме того к письму Диомида недоброжелательно отнеслись и в Камчатской епархии.

Отвечая корреспонденту газеты епископ Диомид заявил, что в своем февральском обращении "лишь только обозначил те наболевшие проблемы, которые Церковь игнорирует, и только уже поэтому стал "раскольником". На самом же деле он "никогда не откалывался и не раскалывался, и никого не раскалывал". "Просто архиереи наши немножко не тем занимаются, не то делают, что нужно", - сказал Диомид.

Он снова подчеркнул, что от своих взглядов не отказывается, что в Церкви есть проблемы, и их надо решать. "Вся полнота церковная это понимает. И архиереи все понимают, но молчат, как рыбы", - убежден епископ.

27 июня 2007 года на сетевом узле газеты "Русь Православная" был начат сбор подписей под открытым письмом Патриарху Алексию II в поддержку обращения епископа Диомида и документов епархиального собрания Чукотской епархии. Редакция газеты просила верующих поддержать решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии от 6 июня 2007 года, "направленное на оздоровление Церкви.

В сокращенной версии решения говорится:

1. Осуждаем экуменизм как ересь, повреждающую и извращающую учение Святой Православной Церкви.

2. Просим руководство Московской Патриархии осудить такое явление церковной жизни как "неосергианство", и в дальнейшем строить взаимоотношения с государственной властью и светским обществом, руководствуясь евангельскими и святоотеческими принципами.

3. Выражаем нашу боль и обеспокоенность священноначалию РПЦ МП, в связи с недостаточной активностью обличения нравственных пороков современного общества.

4. Призываем наше священноначалие соборно обсудить проблемы глобализации в свете догматических, экклезиологических, сотериологических и эсхатологических вопросов вероучения.

5. Просим руководство Московской Патриархии осудить демократию как политическую систему, противоречащую церковному учению о законной, Богом данной государственной власти.

6. Считаем необходимым ввести за богослужением дополнительные молитвенные прошения о даровании нам законной и богоугодной придержащей власти в лице православного Царя -- Помазанника Божьего .

7. Обращаемся ко всем ответственным лицам с призывом отказаться от положительной оценки прошедшего экуменического "саммита", и его итогового документа, как противоречащим православному вероучению.

8. Считаем одной из главных проблем РПЦ МП нарушение принципа соборности и как следствие этого -- отрыв епископата от народа Божьего.

9. Официально подтверждаем опубликованное в средствах массовой информации "Обращение епископа Диомида, клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии".