Таким образом, суд удовлетворил иск, поданный Министерством юстиции, которое требовало ликвидировать общественную организацию и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц. Руководитель ИКЦ Абдул-Вахед Ниязов после заседания суда заявил агентству "Интерфакс", что собирается подавать жалобу в вышестоящую инстанцию, а в случае неудачи будет обращаться в Страсбургский суд.
"Безусловно, мы обжалуем это решение в кассационной инстанции. Сейчас рано говорить об этом, но в случае негативного развития событий мы будем подавать жалобу и в ЕСПЧ", - сказал Ниязов.
Причинами для ликвидации организации, которые привели в своем иске представители Минюста, называются многочисленные нарушения в финансово-хозяйственной и уставной деятельности центра, выявленные в ходе проверок, проведенных ведомством.
В числе претензий Минюста - отсутствие отделений общественной организации в регионах, что противоречит заявляемому общероссийскому статусу ИКЦ. Однако, по мнению руководителя ИКЦ, "нарушения, которые выявил Минюст, не настолько серьезны, чтобы ликвидировать организацию, успешно работающую в России в течение порядка 20 лет".
На заседании суда представители министерства заявили, что на основании предоставленных суду доказательств, среди которых протоколы опросов представителей региональных подразделений организации сотрудниками ФСБ, можно сделать вывод о несостоятельности 21 из 54 заявленных отделений. Для сохранения общероссийского статуса необходимы подразделения как минимум в половине регионов.
В связи с этим на предыдущем заседании глава ИКЦ заявил о давлении на представителей региональных отделений организации со стороны спецслужб и их некомпетентности в вопросах подобных проверок.
"90 процентов всех сведений, которыми Минюст доказывает несостоятельность региональных отделений, были получены сотрудниками местных УФСБ. Мы готовы вызвать любого из наших представителей в регионах, которые докажут, что в их адрес звучали угрозы и оказывалось давление", - сказал Ниязов на заседании в ВС РФ, состоявшемся в минувший вторник.
Он заявил, что ряд представителей региональных подразделений возглавляемого им центра были напуганы звонками силовиков, поэтому отказались от членства в общественной организации, а Минюст в связи с этим посчитал эти отделения формально несуществующими.
"Наша организация всегда была на острие борьбы с экстремизмом и, в том числе, сепаратизмом на Северном Кавказе, поэтому не может идти речи о распространении, скажем, ваххабизма и других вопросах, которые относятся к компетенции ФСБ. Исходя из этого, по закону в этой проверке могли участвовать сотрудники МВД или прокуратуры. Непонятно, почему же имели место звонки сотрудников ФСБ в вечернее время и вызовы для бесед", - заявил Ниязов.
Ранее сообщалось, что в середине сентября прошлого года деятельность общественной организации "Исламский культурный центр России" была приостановлена Министерством юстиции РФ до марта 2011 года. Основанием для такого решения стала ч.2 ст.42 федерального закона "Об общественных объединениях", которая предусматривает приостановку деятельности объединения в случае нарушения им законодательства и совершения действий, противоречащих уставным целям. Она применяется, если общественное объединение не устраняет нарушения в установленные сроки.
Исламский культурный центр, являющийся так называемым "общественным крылом" Совета муфтиев России, неоднократно, в апреле и августе этого года, получал от Минюста предупреждения о необходимости устранения ряда значимых нарушений законодательства РФ, выявленных в ходе плановой проверки министерством этой организации. Проверка выявила отсутствие отделений ИКЦ в регионах России вопреки заявляемому общероссийскому статусу этой организации, а также многочисленные нарушения в финансово-хозяйственной и уставной деятельности.
В тексте предупреждения, поступившего в ИКЦ в апреле этого года, в частности, говорится, что "в нарушение пункта 5 статьи 29 федерального закона "О некоммерческих организациях" президенту организации Абдул-Вахеду Ниязову выплачивалось вознаграждение согласно штатному расписанию центра".
Исламским культурным центром в ходе проверки не были предоставлены документы по утверждению финансового плана (сметы) и использованию имущества за 2007-2009 годы, не соблюдалась периодичность заседаний и не была подтверждена деятельность контрольно-ревизионной комиссии.
По решению Арбитражного суда Москвы от 16 марта 2010 года Исламскому культурному центру было предписано освободить незаконно занимаемое им в Москве здание, расположенное на Минской улице, д.1а, а само здание снести.
Исламовед Роман Силантьев приветствовал ликвидацию Исламского культурного центра. "Наконец-то раковая опухоль, которая разъедала российское исламское сообщество на протяжении двадцати лет, вырезана", - заявил он порталу "Интерфакс-Религия", комментируя решение Верховного суда.
Как отметил Силантьев, "у властей закончились желтые карточки, пошли в ход красные, из чего многим ранее неприкасаемым мусульманским деятелям следует делать соответствующие выводы". Он подчеркнул, что "закон пишется для того, чтобы его соблюдали", и посоветовал не обманывать государство, "надеясь, что этот обман никогда не вскроется", поскольку "рано или поздно у государства дойдут руки до наведения порядка, и Исламский культурный центр этого дождался".