"Существенным вопросом для нас является следующий: "Может ли человек, будучи мусульманином, выбирать иную веру, чем ислам?". Ответ на него - "Да, может", - отметил А. Гомаа в своей реплике на интернет-форуме еженедельника "Washington Post", перепечатанной египетскими СМИ.
Верховный муфтий считает, что факт отказа от собственной религии является "грехом, который будет наказан Богом в Судный день". В то же время он подчеркивает, что вера остается делом личных отношений между человеком и Всевышним.
Соответственно, по мнению А. Гомаа, если переход в иную религию оказывается "всего лишь вопросом отказа от веры", он не должен сопровождаться "земным наказанием". Однако же если религиозное обращение превращается в угрозу общественным основам, тогда оно должно рассматриваться судом, добавил он.
Верховный муфтий Египта одновременно является высшим чиновником по религиозным делам в государственной машине этой страны, большинство населения которой составляют мусульмане-сунниты. Его мнения и интерпретация исламского вероучения помогают правительству регулировать гражданское законодательство, однако не носят обязательного характера.
Десятимиллионнная община египетских христиан-коптов, будучи самой крупной христианской группой на Ближнем Востоке и составляя 10% населения Египта, тем не менее на протяжении десятилетий испытывает ощутимый прессинг со стороны исламского большинства страны.
Христиане в Египте изолированы от общественной жизни и зачастую вынуждены переходить в ислам, как правило, через принудительные браки, утверждает Хамиль Халим, глава Коптской ассамблеи Америки.
Бывшие же мусульмане, перешедшие в христианство, в своем новом религиозном статусе оказываются практически бесправными - им отказывают в гражданстве, зачастую они подвергаются арестам и тюремному заключению, хотя официально смена веры в Египте не считается преступлением.
Новообращенные христиане также лишаются права вступать в законный брак с единоверцами, а их дети официально регистрируются как мусульмане, сообщает "The Christian Post".
В этом свете аналитики расценивают заявление верховного муфтия как признак смягчения политики властей по отношению к христианским верующим. Представитель египетской правозащитной организации Хоссам Бахат подчеркивает авторитетность реплики А.Гомаа - "государственного чиновника, высшего религиозного советника властей и в некотором смысле - заместителя министра юстиции".