В опубликованном на днях совместном заявлении министра иностранных дел Греции Доры Бакоянни и лидера Европейской народной партии Вильфрида Мартенса в поддержку Константинопольского Патриарха Варфоломея среди прочего говорится, что "Вселенский Патриарх был главой Православной церкви во всем мире с VI века", а в настоящее время он является "духовным вождем 300 млн православных христиан во всем мире".
Д. Бакоянни и В. Мартенс требуют от Турции признать "международный статус и церковную преемственность" расположенного в Стамбуле Константинопольского Патриархата, признать за ним права юридического лица и вернуть церковную собственность, возобновить деятельность богословской школы Патриархата на острове Халки, а также осуждают вердикт турецкого кассационного суда о признании Патриархата субъектом турецкого, а не международного права.
"Русская православная церковь испытывает глубокое сожаление в связи с любым необоснованным ограничением свободы исповедания православной веры, где бы оно ни имело место, и никогда не подвергала сомнению исторический титул "архиепископа Константинополя - Нового Рима и Вселенского Патриарха", так же как и титул "Судии Вселенной и 13-го апостола", который, по традиции, носит Патриарх Александрийский", - заявили накануне по этому поводу агентству "Интерфакс" в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП).
Собеседник агентства пояснил, что во время формирования этих титулов вселенной именовалась Византийская империя, поэтому представление о "всемирной юрисдикции Константинопольского Патриархата" или о принадлежности к нему "300 миллионов православных христиан" не соответствует действительности, поскольку "Константинопольский Патриархат является одной из 15 вполне самостоятельных (автокефальных) поместных Православных церквей и далеко не самой многочисленной из них по количеству верующих".
В диптихе (списке предстоятелей Православных церквей) "Константинопольский патриарх традиционно занимает первое, почетное место, но оно не предоставляет никакой власти вне пределов Константинопольской церкви" и к тому же закреплено за Константинополем не с VI, а с XI века, так как "до окончательного раскола в 1054 году между Константинопольской и Римской церквами первое место в диптихе, согласно священным канонам, бесспорно принадлежало Римскому епископу", - заявили в ОВЦС.