Как констатировал митрополит Игнатий, за годы религиозного возрождения в Русской православной церкви так и не появилось целостной системы подготовки священнослужителей. "Я даже не знаю, разрабатывалась ли она вообще", - приводит его слова "Благовест-инфо". Если светские вузы ставят перед собой цель «воспитать успешных, конкурентно-способных специалистов», то как определить цель современных духовных школ? В дореволюционной Церкви эта задача решалась веками, постепенно; сейчас требуется создать концепцию быстро, а для этого нужны научные разработки.
Акмеологической модели митрополит Игнатий посвятил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук, которая в ноябре 2014 года была успешно защищена им в Московском психолого-педагогическом институте. В соответствии с этой концепцией перестроено образование в Хабаровской духовной семинарии, но, как утверждает автор идеи и ректор семинарии, модель является общей и может быть применима в любой духовной школе.
Акмеология (от греческого акме - вершина) - новая область психологии, которая рассматривает человека на вершине его способностей, сообщил митрополит Игнатий. Таким образом, нужно описать образ и качества идеального священнослужителя. Понятно, что в жизни такого не реализовать, но «пастырское акме» задает вектор и вершину, к которой можно стремиться каждому, кто решил посвятить себя служению Богу и людям.
В своих исследованиях диссертант опирался на пасторологов прошлого: митрополита Антония (Храповицкого), епископа Вениамина (Милова), протоиерея Григория Шавельского, архимандрита Киприана (Керна), на достижения современной психологии и на эмпирические данные (анкетирование священнослужителей, семинаристов и мирян).
Автор диссертации взял за отправную точку "функционал" современного священника, который составил преподаватель Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. В этом списке 130 компетенций. Ключевым разделом митрополит Игнатий считает не "организацию богослужения", не "руководство общиной" и даже не "проповедь", а "душепопечение", которое включает духовное руководство (исповедь), обучение вере и благочестию и личную духовную жизнь священника.
Митрополит выстроил несколько ступеней восхождения к вершине, от "сна духовного" к пастырству. Он утверждает, что "определяющим фактором и критерием акмеологического развития пастыря является психологическое новообразование, которое в богословской науке носит название "пастырское настроение". Только со стороны кажется, что настроение - вещь эфемерная. "Пастырское настроение" можно описать, считает митрополит. Оно состоит из трех компонентов: посредничество - постоянное ощущение «хождения» в присутствии Божьем, экономия для усвоения Его воли ("экономия" в переводе с греческого означает "домостроительство", ибо деятельность пастыря направлена на созидание дома Божьего - Церкви как общности людей", - поясняется в тексте диссертации), пастырская любовь - "огненная, самоотверженная, отеческая, беспристрастная, деятельная" и самоотречение - смирение, "единение с паствой до утраты "я" и появления "мы".
Именно на эту модель ориентировано образование и воспитание будущих священников в Хабаровской семинарии. Учебный план включает, помимо прочего, довольно обширный курс по психологии, который, как подчеркнул ректор семинарии, ориентирован на практику, а также помогает семинаристам скорректировать собственные психологические проблемы. Яркий доклад об этом был сделан преподавателем психологии Наталией Скуратовской.
"Не каждый может быть пастырем. Призвание пастыря - это дар Божий", - продолжил митрополит, добавив, что в вверенной ему семинарии впервые был проведен "тест на профпригодность". Выяснилось, что 30% семинаристов не готовы к избранному поприщу. Комментируя представленную концепцию, митрополит Игнатий отметил также, что многое в жизни молодых священников зависит от правящего архиерея: "Немаловажно, как архиерей обращается с пастырем, ведь можно и задавить эти семена (посеянные "акмеологическим" воспитанием. - Прим. ред.)".
Митрополит Игнатий предложил всем, кто заинтересован в новой концепции семинарского образования и воспитания, ознакомиться с авторефератом его диссертации, который размещен в персональном блоге архиерея.