"Ребенок, рожденный при помощи суррогатного материнства, может быть крещен по желанию воспитывающих его лиц, если таковыми являются либо его биологические родители, либо суррогатная мать, только после того, как они осознают, что с христианской точки зрения подобная репродуктивная технология является нравственно предосудительной, и принесут церковное покаяние", - говорится в заявлении Синода, текст которого приводит, "Интерфакс".
Если такого осознания не происходит, решение вопроса о крещении откладывается до времени сознательного личного выбора ребенка, отмечается в документе. В последнем случае факт суррогатного материнства сам по себе не является препятствием для крещения человека, потому что он не несет ответственность за поведение родителей.
"В случае, когда в церковь приносят младенца, рожденного суррогатной матерью, вопрос о его крещении может быть решен в соответствии с указанием епархиального архиерея", - говорится в документе. В то же время "в смертельной опасности благословляется крещение младенцев вне зависимости от обстоятельств", - постановил Синод.
Согласно принятым в 2000 году основам социальной концепции РПЦ, суррогатное материнство, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка заказчикам, "противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе".
"Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания", - считают авторы документа.
В ноябре этого года председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Волоколамский Иларион, выступивший на заседании расширенного президиума синодальной библейско-богословской комиссии, заявил, что Церковь должна отказаться от крещения младенцев, рожденных в результате так называемого суррогатного материнства, так как данная практика с точки зрения христианского вероучения неприемлема, а крещение такого ребенка нужно отложить до достижения им сознательного возраста.
Митрополит напомнил, что "всякое вмешательство в процессы деторождения вне естественного союза мужа и жены противоречат христианскому пониманию таинства зарождения и появления на свет богообразной человеческой личности, а также пониманию достоинства и призвания мужчины и женщины, вступающих в богозаповеданные брачные отношения".
Вместе с тем, как отметил глава ОВСЦ МП, вопрос о пастырской практике, касающейся отношения к "биологическим родителям", а также крещения младенцев, рожденных суррогатной матерью, является весьма неоднозначным.
"С одной стороны, любой рожденный младенец может быть крещен - по вере тех, кто намеревается его крестить. Сам младенец не несет на себе вины за способ своего рождения на свет. С другой стороны, ответственность за христианское воспитание младенца несут на себе родители и восприемники", - сказал Иларион.
Он добавил, что "если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники самим фактом своего участия в таинстве выражают согласие с совершившимся греховным деянием", то о последующем христианском воспитании ребенка речи, соответственно, идти не может.
"Не следует ли в таком случае откладывать крещение ребенка до достижения им сознательного возраста? Отказ в крещении младенцев в подобном случае имел бы прежде всего пастырское значение, так как тем самым общество получило бы от Церкви ясный сигнал о том, что практика суррогатного материнства является неприемлемой с христианской точки зрения", - сказал митрополит.