Создание в России четырех католических епархий, по мнению Патриарха, "практически свело на нет все итоги недавних контактов с Ватиканом". Патриарх считает, что "Рим демонстрирует лицемерие, когда, с одной стороны, призывает нас к диалогу, а с другой - принимает важнейшие решения, затрагивающее наши интересы, без какого-либо диалога". Так случилось и с учреждением католических епархий на Украине √ "в южных и восточных областях, населенных почти исключительно православными".
Глава РПЦ заявил, что "по всему пространству СНГ в тайне от православных католиками ведется миссионерская деятельность, обычно под видом благотворительности". А на Западной Украине общины канонической православной церкви "испытывают давление греко-католиков". Алексий II считает, что "если диалог возобновится, он должен привести не к обмену церемониальными улыбками на фоне сохраняющихся проблем, а к реальному их разрешению на благо обеих церквей и христианства в Европе".
В интервью македонской газете предстоятель РПЦ впервые заявил о том, что в российской армии наравне с православными священниками должны быть представлены и служители других традиционных для России конфессий.
Он, в частности, сказал, что "право военнослужащего жить в соответствии со своими религиозными убеждениями не должно встречать каких-либо препятствий".
В то же время Алексий II подверг резкой критике тех священнослужителей, которые приходят в воинские части для "вербовки" солдат и офицеров в ряды своих сторонников. "Священники, раввины, муллы должны приходить к своей пастве, а не к "объектам миссии", под которыми некоторые подразумевают весь личный состав", - убежден Патриарх.
"Российская армия не может быть "миссионерским полем" для организаций, ведущих прозелитическую деятельность", - подчеркнул Алексий II.