Накануне Папа Франциск, следуя традициям Великого четверга, совершил обряд омовения ног. В нынешнем году этот ритуал, в ходе которого Церковь вспоминает евангельские события, повествующие о том, как Иисус перед тем, как он, преданный Иудой, был схвачен, омыл ноги 12 своим ученикам-апостолам, происходил в центре временного приема мигрантов в городе Кастельнуово-ди-Порто неподалеку от Рима. Понтифик омыл и поцеловал ноги у 12 верующих - восьми мужчин и четырех женщин. По вероисповеданию пятеро из них - католики, трое - мусульмане, трое - копты и один индуист. 11 человек из 12 являются беженцами, ожидающими предоставления убежища.
"Все мы вместе - мусульмане, индуисты, католики, копты, евангелики, - братья, дети одного и того же Бога, желающие жить в объединенном мире", - сказал понтифик, обращаясь к присутствующим.
"Три дня назад в одном из городов Европы людьми, которые не хотят жить в мире, был совершен жест войны и разрушения", - отметил папа, напоминая о терактах в Брюсселе.
"За этим актом стояли производители оружия, торговцы, которые хотят проливать кровь, не желают мира и братства, а хотят войны", - приводит Reuters слова главы Ватикана.
Говоря об исполнителях терактов в Брюсселе, он назвал их "бедными существами, которые покупают оружие, чтобы разрушать братство" и сравнил их с Иудой Искариотом, предавшим Иисуса за 30 сребренников.
Беженцы, участвовавшие в церемонии, прибыли из Мали, Нигерии, Эритреи, Индии, Сирии и Пакистана. Из женщин - три верующие Коптской церкви из Эритреи и одна итальянка-католичка - сотрудница центра для беженцев.
"Каждый из вас на языке своей религии может молиться Господу о том, чтобы братство распространялось в мир", - сказал Франциск, обращаясь к участникам.
В завершение встречи он передал в дар центру шоколадные пасхальные яйца, теннисные и футбольные мячи с автографами знаменитых спортсменов.
Богослужения пасхального триденствия
Во время богослужений Великого четверга, Страстной пятницы и торжественного навечерия Пасхи католики вновь переживают тайну страстей Христовых, Его смерти и Воскресения.
Открывает Пасхальное триденствие месса In Cena Domini - в воспоминание Тайной вечери - установления таинства Евхаристии. В память омовения Иисусом ног своим ученикам на Тайной вечере утвердился обычай литургического омовения епископом или аббатом ног 12 мирянам мужского пола. С 1956 года обряд совершается во всех церковных общинах.
Во время пения гимна "Слава в вышних Богу" в последний раз звучат орган и все колокола, которые потом замолкают до Пасхи.
На мессе Великого четверга освящается большое количество даров, чтобы их хватило на Страстную пятницу, когда месса не совершается. С XI века эти дары помещаются не в ризницу, а в одну из часовен храма для поклонения им после мессы.
Перенесение даров, которое осуществляется во время торжественной процессии после мессы, символизирует заключение Христа в темницу. Затем с алтаря убираются подсвечники, кресты и покрывало, что символизирует снятие одежд с Христа воинами перед Его распятием.
На тайне страстей сосредоточено богослужение Великой пятницы - дня строгого поста и покаяния, единственного дня в году, когда не совершается евхаристическая литургия. В этот день в последний раз великим постом совершается богослужение крестного пути.
В храмах пятничная служба обычно длится несколько часов, поскольку для поклонения кресту и его целования выстраивается длинная очередь верующих. В этот день верующие причащаются преждеосвященными дарами.
В Великую субботу католики пребывают в молитве перед гробом Господним. C появлением первой звезды начнется торжественное богослужение навечерия Пасхи. От костра во дворе церкви зажигается пасхал - большая свеча, которая торжественно вносится в храм под пение гимна "Слава в вышних Богу", и с этого момента в храме вновь звучат орган и колокола, прославляя Христово воскресение.
В Москве все богослужения пасхального триденствия проходят в кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, который находится на Малой Грузинской улице.
Папа Франциск о значении Пасхального триденствия
Папа Римский Франциск, поясняя накануне значение Пасхального триденствия, подчеркнул, что это "великая тайна любви и милосердия". Он призвал прожить эти дни в атмосфере безмолвия и вместе с Девой Марией, которая "не сомневается, а уповает". В эти дни, по его словам, люди способны видеть, до какой меры может дойти любовь Бога к человеку.
"Тайна, которой мы поклоняется в Страстную седмицу, - это великая история любви, не знающей преград. Страсти Иисуса продолжаются до конца света, потому что это - история соучастия в страданиях всего человечества и постоянное присутствие в событиях личной жизни каждого из нас. Одним словом, Пасхальное триденствие является воспоминанием о драме любви, дарующей уверенность в том, что мы никогда не останемся одни в жизненных испытаниях", - приводит "Радио Ватикана" слова понтифика.
Три дня милосердия начинаются в Страстной четверг, в тот день, когда Бог делается пищей в Евхаристии и становится слугой у ног апостолов.
"Отдавая Себя нам в пищу, Иисус показывает, что мы должны научиться преломлять вместе с другими эту пищу, чтобы она стала подлинной сопричастностью жизни с нуждающимися. Он отдает Себя нам и прочит пребывать в Нем и поступать так же", - подчеркнул Франциск, отметив, что Страстная пятница - это день, в который любовь достигает своей вершины. Эта любовь охватывает всех без исключения. Страстная суббота - это день "молчания Бога", сказал Папа.
Бог молчит, но это молчание, отметил он, проистекает из любви. "В этот день любовь - молчаливая любовь - становится ожиданием жизни в воскресении. Давайте подумаем в Страстную субботу о безмолвии Девы Марии, верующей в полном смысле этого слова: она в безмолвии ждала Воскресения. Дева Мария должна стать для нас иконой Страстной субботы… Ее любовь не сомневается, но уповает на слово Господне, чтобы оно явилось и воссияло в день Пасхи", - отметил глава Римско-католической церкви.
Папа Франциск завершил свое обращение упоминанием о блаженной Юлиане Норвичской, женщине-мистике, жившей в Средневековье в Англии. Будучи неграмотной, она описывала свои видения страстей Христовых в призме милосердной любви. В одном из диалогов блаженная благодарит Иисуса за дар Его страданий, и Христос ей отвечает: "Пострадать ради тебя - это для Меня радость, счастье, вечное ликование, и если бы Я мог пострадать еще больше, Я бы это сделал".
"Таков Иисус, говорящий каждому из нас: "Если бы Я мог пострадать еще больше, Я бы это сделал". Как прекрасны эти слова! Они помогают нам понять, насколько необъятна и безгранична любовь Господа к каждому из нас", - сказал Папа Франциск.
Страстная пятница - единственный день в году, когда в Католической церкви не совершается Евхаристия - таинство Причастия. В этот день проходит богослужение крестного пути, во время которого священник и прихожане обходят 14 "стояний", размещенных по периметру каждой католической церкви латинского обряда.
Во время этих "стояний" верующие вспоминают, как Иисуса осуждали на смерть, как Он взял крест на свои плечи, как первый раз упал, как встретил Деву Марию по пути на Голгофу, как Симон Кириниянин помог Христу нести крест, как святая Вероника отерла Ему лицо, как Он упал во второй раз, как утешал плачущих женщин, упал в третий раз, как Его обнажили, как прибили к кресту, как Он умер на кресте, как Его сняли с креста и как погребли.
Вечером совершается особое богослужение Страстей Господних. Во время него с алтаря бывают сняты все покровы, свечи и крест, не играют музыкальные инструменты и не звонят колокола - в знак скорби по Спасителю. Священник и диакон в облачениях красного цвета подходят к алтарю, простираются перед ним ниц или становятся на колени, и все верующие некоторое время молятся в полной тишине. Затем священник провозглашает молитву Страстной пятницы.
Во время этой службы читаются "Страсти Господни" - фрагмент Евангелия от прощальной беседы Христа с учениками после Тайной вечери до Его погребения - и происходит поклонение кресту, который выносят к алтарю закрытым покровом и постепенно открывают при троекратном возгласе священника: "Вот древо Креста, на котором был распят Спаситель мира".
Страстная пятница - день строгого поста.