Кино и телевидение наносят сегодня огромный ущерб человеческой цивилизации, насаждая агрессию и насилие. Масштабы этого ущерба – гигантские, поскольку в визуальности заложена очень большая сила, приводит агентство "Благовест-инфо" мнение Сокурова.
ТВ и кинематограф являются "очень опасными инструментами" в руках современного общества, ценности которого далеко не всегда совпадают с христианскими, продолжил режиссер. В странах Запада христианство представляется многим устаревшей системой, тогда как внутри Церквей с большим трудом воспринимаются вызовы современности.
Современная демократия напоминает Сокурову зоопарк, дирекция которого решила выпустить всех зверей из клеток и понаблюдать, кто кого съест. В сегодняшнем обществе разрешено практически все – в том числе демонстрация агрессии и насилия. Ярким примером этого Сокуров считает даже нейтральные на первый взгляд познавательные фильмы, которые показывают в программах National Geographic и Animal Planet. В каждой из этих лент в деталях показывают, как одно животное поедает другое. Помимо всего прочего это опасно тем, что эти картины разрушают "деликатность, интимность смерти".
Государство находит силы противостоять некоторым негативным явлениям – например, практически везде запрещены наркотики. Но "визуальное насилие" никто не пытается обуздать, хотя оно, как убежден Сокуров, опаснее и наркотиков и даже атомного оружия.
В сегодняшнем обществе главнейшим мотивом является получение денег. Именно такую цель ставят перед собой и производители кино и телепрограмм. И это, в свою очередь, способствует росту агрессивности в визуальной продукции: "соединение эгоизма и материального интереса рождает агрессию на ТВ и в кино". Сокуров напомнил, что большую часть своей жизни он прожил при социализме и признался, что в те годы – несмотря на то, что государство не предоставляло своим гражданам равных возможностей, – оно смогло сформировать у большинства людей осознание того, что деньги – не главное. И это происходило на фоне того, что Церковь была лишена голоса и не могла оказывать влияния на людей.
Понимают ли современные теологи – и православные и католические, – как противостоять агрессивной визуальности? – задается вопросом автор экранизации "Фауста". В современной христианской среде практически нет дискуссионных площадок, на которых представители разных конфессий могли бы обсудить вызовы современности и постараться найти общий ответ на них.
Большой ущерб Церкви наносит сегодня ее политизированность, убежден Сокуров, который в публичных выступлениях многих пастырей часто слышит лексику, свойственную политике, а не теологии. Тревогу режиссера вызывает и то обстоятельство, что многие из христиан – в частности православных – поддерживают не гуманистические, не демократические принципы. Время "жестких политических терминов" вообще давно прошло, считает режиссер.
Что касается религиозных идей как таковых, то они обладают огромной энергетикой, но могут при этом не только объединять, но и разделять людей, а также нести агрессивный заряд. В последнее время это особенно ярко проявляется в тех обществах, в которых доминирует ислам: визуальная продукция, производимая в таких странах, нередко отличается особой агрессивностью, которая противоречит, в том числе, и гуманитарным принципам самого ислама.
Александр Сокуров рассказал, что он неоднократно беседовал с организаторами кинофестивалей класса "А", убеждая их запретить хотя бы на этих престижных форумах показ фильмов со сценами насилия. Однако ни разу его предложения не были приняты. Режиссер считает, что и со стороны Церквей призыв ограничить визуальное насилие практически не слышен, хотя христиане весьма часто возвышают свой голос, когда замечают искажения Священного Писания в тех или иных фильмах.
В целом режиссер полагает, что сегодня в контексте крушения традиционной системы ценностей в наиболее опасном положении оказался Старый свет, христианская Европа, частью которой является и Россия. "Западная Европа – наша старшая сестра, хотя не всегда она относилась к нам с пониманием", – сказал Сокуров, добавив, что сам он сформировался под влиянием европейской культуры.