"Я не удивлюсь, что это (письмо академиков. – Прим. ред.) может быть политическим заказом определенного министерства - не допустить, чтобы люди и наше общество узнали бы собственную культуру", - заявил на состоявшейся сегодня в Москве пресс-конференции руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский.
По его словам, в сегодняшнем "как бы демократическом" российском обществе есть не только академики, но и отдельные люди в правительственных ведомствах, "которые считают, что культура опасна для российского населения, и у которых при слове "культура" едва ли не тянется рука к вые".
Священник также назвал "совершенно неприемлемым, чтобы уважаемые ученые подменяли факты, подтасовывали понятия", упрекая Церковь, в частности, в желании ввести в школах "обязательный Закон Божий". По его мнению, оппонировать таким заявлениям - "все равно, что плевать против ветра".
"Какой смысл в дискуссии, если мы имеем дело отчасти с хулиганами, отчасти с наперсточниками, отчасти с советским духом, который, как джинн в бутылке, до сих пор хранится под кроватью у некоторых личностей", - приводит "Интерфакс" слова представителя Московской Патриархии.
По его мнению, письмо академиков с критикой Церкви является "по всем показателям советским продуктом", и напоминает жалобу начальству, "чтобы кто-то притопнул ногой, и в обществе продвигалось бы единственно верное для всех людей учение".
Как ранее сообщалось, академики РАН обратились с открытым письмом к руководству РФ, в котором высказывают обеспокоенность по поводу "клерикализации страны". "Это письмо десяти академиков президенту о том, что они обеспокоены клерикализацией нашей страны - захватом церковью все больших и больших сфер общественной жизни", - заявил "Интерфаксу" один из авторов письма, лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург. По его мнению, "эта клерикализация проявляется во многом", и ее необходимо ограничивать.
При этом В. Гинзбург подчеркнул, что академики ни в коем случае не выступают против православной церкви, религии как таковой. "В Конституции есть такой пункт, как свобода совести. Если веришь в Бога, верь на здоровье, но не мешай другим", - сказал академик.
В ответ в Русской православной церкви (РПЦ) заявили, что Церковь нельзя заключить в рамки приходской жизни, это не удалось даже советской власти. "Церковь занимается и будет заниматься всем, что волнует людей. Так поступает любая религиозная община в свободном мире", - сказал, в частности, замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин, назвав попытки ограничить Церковь приходскими делами "рудиментом идеологии политических пенсионеров".
Руководитель Службы коммуникаций ОВЦС МП священник Михаил Прокопенко, в свою очередь, отметил, что "Церковь не стремится стать частью государственной машины, потому что такой ее статус не принесет добра никому - ни Церкви, ни государству".
Он также заявил, что "Церковь, по крайней мере, в России, никогда не становилась в ряды противников науки. Напротив, в разливанном море суеверий и языческих басен Церковь и наука объективно являются союзниками".
Священник напомнил, что мнение Русской православной церкви по вопросу ее взаимоотношений с миром науки сформулировано в "Основах социальной концепции", и за годы, прошедшие с момента их принятия, "с этим мнением мог ознакомиться даже самый ленивый человек".
По его мнению, "вовсе не судьба науки беспокоит режиссеров таких заявлений" как недавнее письмо группы академиков с обвинениями Церкви в "попытках подвергнуть сомнению научные знания", в частности, вводя теологию в перечень научных специальностей, а также в активном участии в общественной жизни страны.
В свою очередь Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин призывает академиков РАН и представителей Церкви не обмениваться обвинениями, а обсудить возникшие между ними проблемы.
"Такого рода вопросы, что важнее - Бог или естественные природные законы, не решаются ни одним судом. Поэтому, если в обществе возникают подобные проблемы, их надо обсуждать содержательно, по существу - они не решаются кавалерийскими наскоками. Здесь нужен диалог", - сказал В. Лукин "Интерфаксу".
Пока же, по его мнению, обе стороны "больше стремятся обменяться яркими эпитетами". "Я считаю, что здесь можно организовать один или серию "круглых столов" для обмена мнениями по существу, и я готов в них участвовать", - сказал омбудсмен.