Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в пятницу утром богослужение в домовом храме святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова, сообщает РИА "Новости".
Храм святой мученицы Татианы при МГУ расположен среди старых университетских корпусов напротив Кремля, на Моховой улице.
На богослужении, которое завершилось молебном святой Татиане, присутствовали ректор МГУ академик Виктор Садовничий, профессорско-преподавательский состав, многие выпускники, прихожане и студентки, носящие имя Татьяна.
- Как раньше праздновали Татьянин день московские студенты
Традиционно Татьянин день широко празднуют в России, особенно студенты. Именно 25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета. День подписания генерал-адъютант граф Иван Шувалов выбрал не случайно: таким образом, он сделал своеобразный подарок на именины своей матери - Татьяне Петровне.
С тех пор святая Татьяна считается покровительницей студентов и педагогов. В ее честь построена университетская церковь, которая стоит среди старых корпусов МГУ на Моховой. Ее прихожанами были многие поколения интеллигенции, в ней отпевали Николая Гоголя и Владимира Соловьева, крестили Марину Цветаеву.
В 1918 году храм был закрыт. В его помещениях располагался сначала клуб, а с 1958 по 1994 годы - студенческий театр МГУ. В январе 1995 года здание было возвращено Церкви.
С 2005 года день рождения Московского университета стал общероссийским праздником - Днем российского студенчества. Осенью 2007 года в федеральное законодательство были внесены изменения - День российского студенчества (Татьянин день) стал одной из семи памятных дат России, наряду с Днем космонавтики и Днем Конституции.
Святая Татьяна, как гласит предание, жила в Риме во II-III веках, во времена жестоких гонений на христиан. Ее отец, знатный римлянин, тайно исповедовал веру во Христа и воспитал дочь в христианском духе. Она не вышла замуж, стала диаконисой и посвятила себя служению Богу.
Однажды язычники схватили Татьяну и потребовали, чтобы она поклонилась идолам и принесла им жертву. Но в храме Аполлона, куда привели деву, она вознесла молитву Христу - и произошло землетрясение. Идол раскололся на части, а обломки здания погребли под собою жрецов.
Тогда, стремясь заставить Татьяну покориться, язычники стали истязать ее. Во время пыток происходили многие чудеса: то палачи, о прозрении которых молилась святая, уверовали во Христа, то ангелы отводили от Татьяны удары и побивали ее мучителей, то из ран ее вместо крови текло молоко, а в воздухе разливалось благоухание. Когда мученицу привели в цирк и выпустили голодного льва, зверь начал кротко лизать ей ноги.
После страшных мучений Татьяна каждый раз представала перед своими палачами еще более прекрасной, чем прежде. Язычники отчаялись сломить веру страдалицы и казнили ее. Вместе с Татьяной был казнен и ее отец.
Как раньше праздновали Татьянин день московские студенты
Татьянин день - издавна считался праздником всеобщего студенческого братства. У современного студенчества с ним связаны новые приметы. Считается, что он задает хороший тон каникулам после зимней сессии. Есть и такое поверье: если на Татьяну сессия сдана, жди – стипендия будет…
Но к этому дню относидись и вполне серьезно. Более ста лет назад последователь Владимира Соловьева философ Сергей Трубецкой писал: "С Татьяниным днем связано прошлое и настоящее просвещения, в котором мы видим залог лучшего будущего".
В шестидесятые-семидесятые годы XIX века Татьянин день становится неофициальным праздником не только студентов, но и выпускников. В этот день преподаватели и молодежь, знаменитости и обычные люди – все были равны. Рассказывали, как тот же историк Ключевский исполнял юмористические куплеты, а знаменитый адвокат Плевако выступал с импровизациями на тему по заказу публики. И каждому в этот единственный день в году было приятно ощущать свою принадлежность к большому кругу людей, связанных общими воспоминаниями, общим духом.
С наибольшим размахом Татьянин день отмечался в Московском университете в 1890-1910-е годы, и к этому времени как раз и относятся самые яркие рассказы о нем. Празднование делилось на две части: первую – официальную и вторую – неофициальную, которую вспоминают гораздо чаще, чем первую. Так описывает их литератор начала XX века П. Иванов:
"Большая зала. Темная зелень тропических растений. Ряды стульев. Кафедра. Отсутствие яркого света. Важные лица, звезды, ленты через плечо, мундиры, корректные фраки, профессорская корпорация в полном составе. За колоннами синие воротники студенческих сюртуков. Чинно, строго, невозмутимо... Академическая речь. Речь размеренная, тягучая, без увлечения и без эффектов... Затем университетский отчет... Скоро конец. Студенты начинают перешептываться. Раздача медалей. Туш. Зала подает признаки жизни. Народный гимн. Несмелые крики "ура". Акт кончен. Важные лица удаляются...
Откуда-то сзади доносятся отдельные голоса: – Гаудеамус! Гаудеамус!!! Эти крики растут. Постепенно заполняют всю залу. – Гаудеамус! Гаудеамус! Музыка играет "Гаудеамус". – Ура! Ура! Поднимается рев. Невообразимый шум. Своевольный дух вступает в свои права". Затем, по традиции, обед в "Эрмитаже" – в одном из самых дорогих и роскошных московских ресторанов, который находился на углу Неглинной и Петровского бульвара".
"К 6 часам вечера, – рассказывает Иванов, – замирает обычная жизнь улиц, и Москва обращается в царство студентов. Только одни синие фуражки видны повсюду. Быстрыми, волнующимися потоками студенты стремятся к "Эрмитажу". Татьянин день – праздник демократический, поэтому профессорская корпорация, бывшая с утра при орденах и мундирах, перед поездкой в ресторан переодевается".
Между тем в "Эрмитаже" тоже готовились к студенческому "обеду". "Из залы выносятся растения, все, что есть дорогого, ценного, все, что только можно вынести. Фарфоровая посуда заменяется глиняной. Число студентов растет с каждой минутой... – рассказывает Иванов. – Обед сопровождался тостами, речами, пеньем. Исчезает вино и закуска. Появляется водка и пиво. Поднимается невообразимая кутерьма. Все уже пьяны. Кто не пьян, хочет показать, что он пьян. Все безумствуют, опьяняют себя этим безумствованием... Воцаряется беспредельная свобода".
"В Татьянин день, – писал публицист Влас Дорошевич, – все говорить можно!" Московский бытописатель Владимир Гиляровский подтверждает, что "никогда не были так шумны московские улицы, как ежегодно в этот день. И полиция, – такие она имела расчеты и указания свыше, – в этот день студентов не арестовывала. Шпикам тоже было приказано не попадаться на глаза студентам".
А.П. Чехов в одном из своих ранних фельетонов 1885 года писал о московском студенческом празднике: "В этом году выпито все, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что она замерзла... Было так весело, что один студиоз от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди..."
Отменили праздник "в честь академической богини" в 1923 году. "Архаичная и бессмысленная Татьяна" была заменена в директивном порядке Днем пролетарского студенчества. Дата не изменилась, но, видимо, рабоче-крестьянское студенчество не праздновало этот день так, как раньше. Во всяком случае, как отмечают исследователи праздника, свидетельств о том не сохранилось.