В день Рождества, 25 декабря, служатся три особые литургии - месса ночью, месса на заре и месса днем. Таким образом, Рождество празднуется трижды - как предвечное рождение Слова от Бога Отца (ночью), рождение Бога-Сына от Девы (на заре) и рождение Бога в верующей душе (днем). Вечером в Сочельник служится месса навечерия Рождества. В начале первой из Рождественских месс совершается процессия, во время которой возглавляющий богослужение священник несет и укладывает в ясли фигурку Младенца Христа и освящает их. Это помогает верующим ощутить себя участниками события, произошедшего в Рождественскую ночь. Присутствие на Рождественской мессе - доминанта католической рождественской традиции и главное событие праздника.
У католиков, которых в мире насчитывается 1,2 млрд человек, центральное богослужение совершается в Ватикане. Оно началось не в полночь, а в 21:30 по местному времени (23:30 по Москве). Его возглавил Папа Римский Франциск.
Хотя по традиции принято в этот праздник принято желать ближним радостного и благословенного Рождества, понтифик неделю назад во время проповеди в Ватикане выступил с драматическим заявлением, что грядущее Рождество будет фарсом и "бессмысленной суетой", так как весь мир находится в состоянии войны, сообщила британская The Independet.
"Близится Рождество. И будут огоньки, празднования, яркие деревья, вертепы - все это в то время, когда мир ведет войну", - приводит "Газета.ru" слова понтифика.
"Все это бессмысленная суета. Мир не понял, как жить в согласии. Весь мир находится в состоянии войны", - добавил он. По его мнению, все, что останется в результате нынешних конфликтов, - это "руины, тысячи необразованных детей, множество невинных жертв и деньги в карманах у торговцев оружием".
В заключение Папа Римский подчеркнул, что иногда для войны могут быть причины, но тому, что сейчас происходит в мире, нет никакого оправдания.
В прошлый сочельник, Папа призывал людей "впустить Бога в свое сердце" и позволить ему побороть тьму, передает Reuters.
"Вопрос, который задает для нас само присутствие младенца (Христа), таков: "Позволяю ли я Богу любить меня? Достаточно ли у нас смелости, чтобы с чуткостью принять сложности и проблемы тех, кто нас окружает?.. О, миру сейчас так нужна чуткость!" - призывал Папа.
Центром торжеств в российской столице стал кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии на Малой Грузинской улице. Мессы навечерия Рождества Христова начались здесь уже в 19:00 по московскому времени, когда ее служили по-русски. В 21:00 по Москве мессу совершили на польском языке, а в 23:00 мск архиепископ Павел Пецци возглавил богослужение вновь на русском языке.
В московском храме Святого Людовика в 21:00 по Москве богослужение совершил апостольский нунций (посол Святого престола) архиепископ Иван Юркович.
Празднование Рождества по католической традиции продолжается восемь дней, с 25 декабря по 1 января, которые образуют Октаву Рождества. Второй день праздника, 26 декабря, посвящается памяти святого первомученика Стефана, третий день, 27 декабря, – памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (в этот день совершается обряд освящения вина); четвертый день, 28 декабря, ‑ памяти святых Невинных Младенцев Вифлеемских (священники в этот день дают особое благословение детям). В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря (если в данном году на эти дни не выпадает воскресенье), отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Девы Марии и Иосифа Обручника. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.
Четыре православных церкви - Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, афонские монастыри, а также католики восточного обряда и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю, встретят Рождество Христово 7 января по так называемому новому стилю, или Григорианскому календарю, опередившему старый на 13 дней. Таким образом, по "старому стилю" Рождество все равно выпадает на 25 декабря.
Армянская апостольская церковь, живущая по собственному, "апостольскому" календарю, встречает Рождество в ночь на 6 января.
Различие во времени встречи Рождества объясняется отличиями календарных стилей. По мнению историков, сама дата празднования Рождества принята с некоторой долей условности, поскольку во времена Христа в Иудее действовал лунный календарь, который зачастую сложно в точности сопоставить с солнечным летоисчислением.